Кислая роза Судана

Н. Ручкина
pic_2024_01_36-2.jpg

В декабре поспевает гибискус. Не тот гибискус китайский, который растет в горшках на подоконниках, а другой, известный под именем суданской розы или розеллы.

Суданская роза, она же гибискус сабдариффа, — один из примерно трехсот представителей рода Hibiscus. К настоящим розам гибискусы отношения не имеют, они принадлежат к семейству Мальвовые. Среди них есть травы, кустарники и даже деревья. Суданская роза — травянистое растение, в некоторых районах его культивируют как однолетник, в других — как многолетник. Родина розеллы неизвестна, исследователи помещают ее то в Индию, то в Саудовскую Аравию, то в Западный Судан, где черное население одомашнило свою розу около 6 тысяч лет назад. А в наши дни ее выращивают во всех тропических и субтропических регионах.

Существуют две разновидности гибискуса сабдариффа. Первый, Hibiscus sabdariffa var. altissima, ценят за грубые волокна, напоминающие джутовые. Их используют для изготовления мешков, шпагата и шнуров. Вторая разновидность, H.s. var. sabdariffa, в свою очередь подразделяется на четыре расы, которые отличаются окраской чашечек цветка. Нас интересует раса ruber с красными чашелистиками. Лепестки у цветка желтоватые, с розовым или темно-бордовым глазком. К концу дня они розовеют и увядают, а красные чашелистики остаются. Они разрастаются, становятся мясистыми и сочными, достигая в длину 5,5 см. Внутри зреют семена, которые высыпаются, когда чашечка высыхает и раскрывается. Вот об этом варианте мы и будем дальше говорить.

Розелла съедобна. Ее ярко-красные стебли и листья с красными прожилками едят как овощ, недаром одно из ее традиционных названий — «красный щавель». А по-арабски растение называется «каркаде», под этим именем у нас известен напиток из высушенных красных чашечек. Каркаде пьют и горячим, и холодным, он богат витаминами, особенно витамином С, которого в чашечках в девять раз больше, чем в апельсине. Из чашечек также делают желе, соусы и вино, используют их как пряность, ароматизатор и пищевой краситель. Чашечка, стебли и листья кислые и по вкусу напоминают клюкву. В них много органических кислот, больше всего гидроксилимонной и гибискусовой.

Семена розеллы тоже идут в дело. Они содержат 22–24% пищевого масла, напоминающего по качеству хлопковое (хлопок тоже относится к семейству Мальвовые) и богатого моно- и полиненасыщенными жирными кислотами, среди которых преобладают линолевая и олеиновая. Из выжимок делают муку и белковые концентраты. В некоторых африканских странах семена ферментируют со специями и получают приправу, заменяющую мясо. Розелла пользуется большим спросом, одних только чашечек в мире собирают около 100 тысяч тонн в год.

Ну как же таким красивым и питательным растением еще и не полечиться! Суданская роза — лекарственное растение с долгой историей. Гибискусом сабдариффа лечатся всюду, где он растет, причем в ход идут не только чашечки. Например, в Гвинее листья используют как мочегонное, охлаждающее и успокаивающее снадобье. Отвар чашечек пьют при желчных приступах и повышенном давлении, а семена принимают как мочегонное, слабительное и тонизирующее средство.

Однако основным лекарством служит водный или спиртовой экстракт чашечек или их отвар. В последнее время экстракт стали высушивать и паковать в пилюли.

В Азии суданскую розу издавна считают средством от всех болезней, и действительно, ее биохимический состав выглядит многообещающим. Чашечки и их отвар содержат витамины, в том числе бета-каротин и аскорбиновую кислоту, железо и кальций. Благодаря аскорбиновой кислоте, фенольным кислотам, антоцианам и флавоноидам экстракт обладает антиоксидантными свойствами. Многие соединения, в том числе протокатеховая кислота, действуют на бактерии и грибки. Некоторые полифенолы подавляют активность циклооксигеназы-2 — одного из ферментов, ответственных за реакции воспаления и боль (действие многих обезболивающих препаратов основано на том, что они подавляют активность циклооксигеназ).

pic_2024_01_38.jpg
1 — Дельфинидин-3-самбубиозид (гибисцин)
2 — Протокатеховая кислота
3 — Гибискусовая кислота

Все эти свойства лишь недавно стали проверять экспериментально. Экстракты гибикуса действительно губительны для бактерий: золотистого стафилококка, синегнойной палочки, возбудителя пневомнии и гнойных инфекций Klebsiella pneumoniae, Acinetobacter baumannii, вызывающей внутрибольничные инфекции, возбудителей кариеса Streptococcus mutans и многих других микроорганизмов, в том числе заражающих пищевые продукты. Антибактериальным действием обладают все части растения, но эффективнее всего действует экстракт чашечек. Уничтожает гибискус и грибки — кандиду и черный аспергилл.

Почему-то исследователи более всего заинтересовались способностью суданской розы снижать давление и бороться с жировыми отложениями. К сожалению, большинство экспериментов выполнено in vitro или на лабораторных животных.

Крысам экстракт суданской розы действительно помогает от любой болезни, которая придет в голову экспериментаторам: давление снижает, липидный метаболизм нормализует, работу основных печеночных ферментов регулирует, воспаление уменьшает, камни в почках рассасывает и даже обладает антиоксидантным и противодиабетическим действием. Экстракт или отвар гибискуса подавляет активность альфа-амилазы в кишечнике крыс, что препятствует всасыванию крахмала и сахаров и должно способствовать потере веса. Но вылечить крыс от ожирения кислым чаем пока не пробовали.

С людьми сложнее. Исследований мало, участников мало, обычно несколько десятков, и контроли какие-то странные. Изготовить плацебо, неотличимое от красного чая каркаде, практически нереально, поэтому действие суданской розы чаще сравнивают с действием других растений или признанных лекарств.

pic_2024_01_37-1.jpg
Hibiscus sabdariffa — травянистое растение

Вот, например, сенегальские исследователи изучали действие чая из красных чашечек и экстракта в капсулах на давление испытуемых и сравнивали его с действием каптоприла, который обычно назначают при гипертонии. Двести девятнадцать испытуемых должны были полгода принимать препараты и раз в месяц показываться медикам. До конца исследования дотянули 37 человек, остальные не являлись на контрольные осмотры из-за пробок, жары или нехватки времени. Тем не менее авторы работы пришли к выводу, что каркаде снижает давление, причем чай действует эффективнее экстракта.

Есть, конечно, работы, вызывающие большее доверие. Например двойное слепое рандомизированное контролируемое исследование показало, что кислый чай из гибискуса снижает артериальное давление у пациентов с диабетом 2-го типа и легкой гипертензией. Для этого испытуемым пришлось в течение четырех недель выпивать по три стакана чая ежедневно.

В качестве плацебо использовали кислый яблочный отвар.

Механизм снижения давления не вполне ясен. Возможно, тут сочетаются мочегонный эффект и расслабляющее действие на гладкую мускулатуру (оно доказано в экспериментах на изолированных полосках гладкомышечной ткани). Однако и в этом исследовании приняли участие всего 100 человек. Кроме того, некоторые ученые в аналогичных экспериментах приходят к выводу, что каркаде давление не снижает. Так что вопрос о гипертонии остается открытым.

pic_2024_01_37.jpg
Цветок суданской розы и ее красная чашечка

С регуляцией липидного обмена тоже ясности нет. В последние годы некоторые исследователи отмечают, что кислый красный чай снижает содержание общего холестерина, холестерина липопротеинов низкой плотности и триглицеридов в крови у людей с метаболическими нарушениями, что связывают с влиянием на секрецию некоторых гормонов и с антиоксидантной активностью. Возможно, антоцианы и протокатеховая кислота подавляют перекисное окисление липидов. Однако сам факт влияния каркаде на липидный обмен еще надо проверять. Пока что общее число испытуемых едва превысило 500 человек.

Итальянские медики, сотрудники университета Инсубрии, проверяли на 60 пациентах, страдающих сухостью во рту (ксеростомией), препарат, состоящий в основном из карнозина и сушеных чашечек суданской розы. Препарат подщелочил кисловатую слюну больных и увеличил слюноотделение на 56%, а плацебо — только на 19%. Пациенты почувствовали себя лучше.

В некоторых культурах кислый чай используют как стимулятор лактации, однако специальных клинических исследований на эту тему не проводили. Данных о том, поступают ли какие-либо соединения гибискуса в грудное молоко, нет. Пока суданскую розу считают безопасной.

И что же мы в итоге скажем про каркаде? Это кислый напиток, а кислота улучшает пищеварение и способствует усвоению минералов: железа, цинка, кальция и магния. Это витаминный напиток, а витамины нам полезны. Как и все Мальвовые, суданская роза содержит слизистые вещества, смягчающие кашель. Так что пейте на здоровье красный чай, только чудес от него не ждите.

pic_2024_01_36-1.jpg