Съесть пуд соли

А. Мотыляев

Сейчас среднее потребление соли в мире составляет 9—12 граммов в день. ВОЗ рекомендует снизить его по крайней мере вдвое, до 5–6 граммов в день (то есть до одной чайной ложки), а идеальным значением считается 2–3 грамма в день. В пересчете на чистый натрий – а соль считается вредной именно из-за того, что содержит натрий, – ближняя цель соответствует 2,4 грамма натрия (сейчас столько соли едят в Демократической Республике Конго, Джибути или Гайане), идеалом считается меньше 1,5 грамма натрия в день (этому требованию соответствует только Кения). Больше всего соли едят в Казахстане и Таджикистане – 5,98 и 5,4 грамма натрия в день соответственно. В РФ – 4,17 грамма в день.

pic_2020_05-06_09.jpg
Знаменитая золотая солонка «Сальера» Бенвенуто Челлини (1543 год). Пищевая соль, продукт ценный и довольно дефицитный в XVI веке, требовал достойного обрамления

В 2013 году ВОЗ приняла план сокращения мирового потребления соли к 2025 году на 30%, и его осуществляют с помощью разного рода пропагандистских мероприятий. Порой возникают весьма экстравагантные идеи. Например, один из бескомпромиссных борцов с солью Норм Кемпбелл из университета Калгари в 2019 году выступил с инициативой наносить на каждую солонку, на каждую пачку соли надпись о ее вреде, аналогичную той, что наносят на пачки сигарет. Эта идея получила большую поддержку медицинской общественности.

Интересно, что соль в пище не только та, что мы сыплем в домашнюю еду. Например, в США основной источник соли – это готовая еда, купленная в магазине, а то и в ресторане быстрого питания: с ней среднестатистический американец получает 75% ежедневной дозы соли. Поэтому в таких странах борьба должна идти с разного рода мусорной пищей. Напротив, обитатели Японских островов и Корейского полуострова получают соль из традиционной домашней еды, где важнейшую роль играют соевый, рыбный и прочие соусы, приготавливаемые с большим количеством соли. Поскольку эти соусы, а также глутамат натрия используют при ежедневном приготовлении пищи, неудивительно, что корейцы и японцы входят в число лидеров по потреблению натрия – 4,89 и 5,12 грамма в день соответственно.

Японский парадокс

Приведенные данные о потреблении соли вызывают закономерный вопрос: если японцы – лидеры по потреблению натрия, как же быть с их легендарной высокой продолжительностью жизни? Похоже, что этот парадокс ВОЗ старается не замечать. Более того, сравнение статистики потребления соли и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний камня на камне не оставляет от гипотезы вредности соли (см. рис.). Интересно, что найти статистику потребления соли не так уж и просто, во всяком случае, на специализированном сайте ВОЗ, посвященном этой проблеме, ее нет. Но в 2013 году вышла статья международной группы исследователей, которые под руководством Джона Поулеса из Кембриджа долго копались в научной литературе и сумели-таки найти там достаточно информации, чтобы определить потребление соли в 187 странах мира («BMJ Open»). Часть данных следовали из изучения мочи, часть рассчитывали по анализу системы питания. Лидерами оказались республики Средней Азии и страны Дальнего Востока, меньше всего соли едят в Экваториальной Африке и на островах Океании, а в развитых странах потребление умеренное, хотя диетологи в один голос утверждают, что именно западная кухня использует слишком много соли. ВОЗ каким-то способом выделяет из общей заболеваемости сердца именно те случаи, что вызваны солью. Хочется верить: методика такого выделения научно обоснована. В противном случае нужно задуматься над японско-корейским парадоксом и разделить соль, как это сделали с холестерином, на вредную и полезную в зависимости от того, с какими продуктами ее применяют.

pic_2020_05-06_11.jpg
Статистика смертности от сердечно-сосудистых заболеваний показывает, что если съеденный с солью натрий играет роль в их развитии, то ее можно заметить отнюдь не везде. Поскольку экстремальное потребление соли (менее 2 граммов и более 5 граммов натрия в день) зачастую наблюдается в развивающихся странах, где уровень здравоохранения считается невысоким, для полноты картины добавлены развитые страны

Спор о форме кривой

Даже из рекомендаций ВОЗ видно, что о полном отказе от соли речи нет – все-таки вряд ли уместно оставлять организм без главного электролита. А в научной печати идет ожесточенный спор о том, какую форму имеет кривая зависимости здоровья от соли. Те, кто считает, что человек вообще может обойтись без употребления натрия, говорят, что кривая подобна гиперболе: чем меньше соли, тем лучше. Менее экстремистски настроенные исследователи утверждают, что форма кривой подобна букве J, то есть по достижении некоторого минимума потребления соли она перестает плохо влиять на здоровье. Однако есть и группа отъявленных диссидентов; по их мнению, форма кривой подобна букве U, то есть существует оптимум потребления соли, а негативные эффекты появляются при отклонении от него как в большую, так и в меньшую сторону. При этом все ссылаются на результаты массовых исследований здоровья, только у каждой группы – свои исследования, и если в статье упоминают данные, использованные оппонентами, то это делают прежде всего для того, чтобы чужие данные опорочить.

Анализ статистики научных публикаций показывает, что научный мир в вопросе соли разделился на две непересекающиеся и не общающиеся между собой группы – так сказать, солепессимисты и диссиденты-солеоптимисты. Причем с диссидентами их противники, поддерживаемые официальной позицией ВОЗ, ведут борьбу на уничтожение. Накал страстей столь велик, что в некоторых обвинениях угадывается стиль Краткого курса истории ВКП(б) со знаменитым «Эти белогвардейские пигмеи, силу которых можно было бы приравнять всего лишь силе ничтожной козявки, видимо, считали себя – для потехи – хозяевами страны…». Вот один из образцов такой критики, принадлежащей перу уже упомянутого Норма Кемпбелла («International Journal of Epidemiology» - полный текст): «Вместо того чтобы проявлять осторожность при выступлениях против основной политики здравоохранения, отдельные диссидентствующие ученые проводят низкокачественные исследования, изымают результаты из контекста, совершают фактические ошибки или неверно трактуют результаты, меняют научные формулы и протоколы так, что их противоречивые исследования выглядят надежными, козыряют низкокачественными данными, пытаясь побить результаты высококачественных исследований… Исследования с серьезными ошибками не смогут повлиять на выводы, сделанные на основании высококачественных обзоров данных, проведенных экспертами правительственных и неправительственных организаций; такие работы лишь наносят ущерб единству научного сообщества и здравоохранению. J-, U-образные и обратные зависимости между потреблением натрия и здоровьем получаются лишь в работах, использующих недопустимые или просто неверные методы и могут быть объяснены как артефакты. Тем более что проверки этих же самых баз данных не выявляют заявленных закономерностей». К критике прилагаются и намеки на небескорыстное поведение диссидентов, поскольку они финансово связаны с пищевыми компаниями, о чем не всегда сообщают. Сам доктор Кемпбелл честно указывает, что он сотрудничает с Фондом Новартиса по программе помощи в установлении контроля за гипертонией в странах с низкими и средними доходами. Солеоптимисты, впрочем, парируют заявления оппонентов, например указывая, что основные данные о пользе отказа от соли для снижения давления получены с участием гипертоников и переносить их на общую популяцию не очень корректно.

Если судить по истории советской науки, подобные горячие дискуссии отнюдь не способствуют выяснению истины. Тем не менее пока исследователи ломают копья, простым гражданам, видимо, полезно прислушиваться к официальным рекомендациям ВОЗ и снижать потребление поваренной соли до одной, а лучше половины чайной ложки в день. При этом нужно помнить, что натрий и сам по себе содержится в таких продуктах питания, как мясо, молоко, моллюски и прочие морские гады, соль обязательно есть в хлебе, кулинарных продуктах, консервах, а вот в овощах и фруктах ее мало, ведь плодовые растения крайне плохо реагируют на присутствие натрия и на засоленных почвах их практически не возделывают. Поскольку о содержании соли в продуктах отнюдь не всегда можно узнать, некоей мерой может служить обычный пакетик с хрустящим картофелем: в нем содержится от 7 до 12% разрешенной дневной дозы натрия.

pic_2020_05-06_10.jpg
Японцы едят много соленой пищи, однако от сердечно-сосудистых заболеваний страдают меньше, чем жители Италии, предпочитающие несоленые овощи и фрукты

Путь натрия в человеке

Возможно, путь к примирению солеоптимистов и солепессимистов лежит через понимание деталей поведения натрия в организме человека. До недавнего времени считалось, что поступление натрия в организм сразу ведет к жажде, почки начинают вырабатывать больше мочевины, и лишний натрий быстро выходит, что обеспечивает его баланс. Оказывается, картина не совсем такая, а разобраться в этом помог проходивший в 2010—2011 годах в московском Институте медико-биологических проблем РАН эксперимент «Марс-500». Тогда здоровые люди провели 520 дней в изоляции, имитируя полет на Марс, а следившие за ними медики, в частности, совершенно точно знали, сколько и какой еды в каждого входит и сколько отходов из него выходит. Вот что по этому поводу рассказывает международная группа солеоптимистов во главе с Китадой Кенто. Он работает в совместной медицинской школе Университета Дьюка и Национального университета Сингапура, а также в Японском обществе пропаганды науки («American Journal of Hypertension», 2020).

Исследование метаболизма соли в ходе эксперимента «Марс-500» вскрыло несколько неизвестных ранее аспектов проблемы. Так, оказалось, что по ежесуточным анализам мочи нельзя адекватно выявить колебания потребления соли, для этого нужны данные за три, а то и семь дней. Более того, оказалось, что ритмы в выделении натрия связаны не с его потреблением, а с ритмами выделения гормонов – кортикостероидов. А ведь именно на данных о разовых, в лучшем случае о суточных анализах мочи и строится представление о вредности соли для здоровья. Содержание натрия в организме оказалось мало связанным с его концентрацией в плазме крови. Это свидетельствует, что у организма есть другие резервы, кроме работы почек, для поддержания постоянства солевого состава крови. И действительно, с помощью ЯМР, который видит натрий, сначала на животных, а потом и с участием людей было установлено, что натрий накапливается в коже. У нее есть своя система сосудов, способных работать как почки, то есть осуществлять обратный осмос, отделяя соль от воды. При этом у животных был замечен интересный механизм. На засоление кожи реагируют клетки иммунной системы и начинают выделять вещества, способствующие развитию лимфатических каналов. Если же эти вещества блокировали, развивалась гипертония. Не исключено, что у людей есть подобный механизм и тогда гипертония при повышенном потреблении соли должна развиваться у пациентов с ослабленной лимфатической системой кожи. Это наблюдение дает интересный путь к поиску новых средств от гипертонии.

Интересно, что двукратное увеличение дозы соли с 6 до 12 граммов не вызывало у членов экипажа «Марса-500» увеличения объема мочи – в ней лишь росла концентрация натрия. Вопреки интуиции, такое резкое увеличение потребления соли вызывало вовсе не жажду, а голод. И это не случайно: опыты на животных показали, что рост потребления соли подключает печень к синтезу мочевины, а это требует огромных затрат энергии. Если еды не хватает, то идет разрушение мышц – подопытные мыши теряли именно мышечную массу. А вот если разогнаться с аппетитом и начать переедать, то возможно ожирение. Видимо, этот механизм и лежит в основе всем известного феномена ожирения, возникающего при потреблении мусорной пищи, которая сильно посолена. У молодых людей, основных потребителей такой пищи, избыточная соль вызовет проблемы с давлением. А у пожилых, аппетит которых ослаб, соль приведет к деградации мышц. Этот же эффект объясняет снижение потребления воды при увеличении дозы соли: экспериментальные мыши увеличивали потребление кислорода, то есть у них более активно окислялись жиры и получалась эндогенная вода, что удовлетворяло потребность во влаге.

Понимая, что замахнулся на священных коров солепессимистов, Китада заканчивает свое повествование совершенно несвойственным для современных научных статей абзацем. Вот его перевод: «Мы приветствует аргументы и альтернативное мнение. Тем не менее для дискуссии мы приглашаем тех, кто предоставит данные, которые можно анализировать, и прямые результаты экспериментов. “Мнения и эпидемиологические ассоциации” будут явно недостаточны. Локальное накопление натрия в тканях и вызванные солью изменения в энергетике организма могут стать целями изучения для нового поколения исследователей, которые направят усилия на разрешение загадки здоровья человека. Мы рассматриваем свою работу как побудительный мотив для нового понимания судьбы натрия и жидкостей в человеческом организме, что поможет сформировать здоровый подход в отношении соли, самой вкусной добавки к пище». Хорошо бы его призыв был услышан.


См. также:

Калий: факты и фактики

Натрий: факты и фактики

Калий – натрий: заклятая дружба?

Разные разности
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...