Химия и Жизнь - Хор мальчиков поет для девочек | Научно-популярный журнал «Химия и жизнь» 2024 №4

Хор мальчиков поет для девочек


Н. Анина

Весной воздух звенит от лягушачьих воплей — самцы призывают подруг. При этом они объединяются в хоры, поскольку групповое исполнение привлечет даму с большей вероятностью, чем одинокий квак. Если хоров несколько, в выигрыше окажется группа, звучащая более громко и согласно. Но когда цель достигнута и невеста явилась, каждый певец старается обратить ее внимание на себя. Для этого есть две возможности: крикнуть погромче или вступить чуть раньше остальных. Однако коллеги-соперники начеку, корректируют собственные крики, и в итоге коллектив звучит достаточно слаженно, что и требуется для успешного выступления. Сходным образом ведут себя в период размножения и другие животные: сверчки хором поют, светлячки синхронно мигают.

Совместное музицирование требует сотрудничества, но не исключает конкуренции. Ритмически скоординированные группы самцов, чьи сигналы привлекательнее, чем у соседних групп, получают преимущество при групповом отборе. А при индивидуальном отборе победу обеспечивают энергичные мужские сигналы, которые выделяются на фоне группы.

Люди тоже поют. Мужское хоровое пение известно с незапамятных времен. Ученые доказали, что совместное пение сплачивает людей. Например, недавно несколько исследований на эту тему провел британский антрополог Робин Данбар (Robin Dunbar) с коллегами. Так что со слаженностью у знакомых певцов должно быть все в порядке. А как обстоят дела с конкуренцией?

Международная группа ученых под руководством Питера Келлера (Peter Keller), профессора кафедры клинической медицины — Центра музыки в мозге Орхусского университета (Дания) и университета Западного Сиднея, — исследовала известный хор мальчиков при церкви св. Фомы в Лейпциге. Этот хор был создан в 1212 году, одно время им руководил Иоганн Себастьян Бах. В хоре 93 участника от 9 до 18 лет, они вместе учатся и живут в интернате. По мнению руководителей хора, постоянное общение объединяет мальчиков, что очень важно для сплоченности коллектива.

Исследователи записали в исполнении 16 участников хора хорал и фугу Иоганна Себастьяна Баха. Хорал требует пения в унисон, фуга — это полифония. Пели четыре сопрано (в возрасте 12–13 лет), четыре альта (12–16 лет), четыре тенора (16–18 лет), четыре баса (16–19 лет). Одни и те же произведения мальчики исполнили в присутствии и в отсутствие девушек в зале.

Парные короткие фрагменты из этих произведений ученые предлагали прослушать девочкам и женщинам 12–78 лет и участникам мужского пола от 12 до 86 лет. Общее число испытуемых превышало 2200 человек. Участников просили ответить на два вопроса: какой из парных отрывков был спет в присутствии девочек и какой из отрывков им больше понравился? Подавляющее большинство испытуемых правильно определили присутствие женской аудитории по звучанию хора, но только женщинам эти отрывки нравились больше.

Беспристрастные измерения показали, что у старших мальчиков-басов в присутствии девушек энергичнее звучат частоты 2500–3500 Гц — так называемая певческая форманта. Форманта придает голосу привлекательную звонкость, что может представлять собой попытку половозрелых хористов конкурировать за женское внимание, не нарушая стройности совместного исполнения. Для усиления певческой форманты басам пришлось постараться больше, чем тенорам, у которых высокие частоты и так отлично слышны. Возможно, поэтому женщины и любят теноров.

Питер Келлер и его коллеги сравнивают выступления хора св. Фомы с хоровыми представлениями группы самцов для привлечения самок. В отличие от лягушек, в распоряжении мальчиков были только спектральные эффекты, они не могли вступать раньше или крикнуть громче. Однако мощную певческую форманту услышали и мужчины, и женщины, причем в хорале она была слышнее, чем в фуге. Чувствительность слушателей-мужчин может быть сродни способности животных слышать сигналы ухаживания других самцов. А чувствительность слушательниц и предпочтение усиленной певческой форманты могут соответствовать реакции самок на выраженные мужские сигналы.

У людей, в отличие от лягушек, музицирование не является прерогативой мужчин. Не исключено, что у поющих женщин в присутствии противоположного пола тоже происходят спектральные изменения. Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи хотели бы поработать с женским и смешанным хорами.

 
 
Разные разности
Анатомия «Руанского собора»
В Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве в феврале и марте очень коротко прошла необычная выставка. Всего две картины Клода Моне — «Руанский собор в полдень» и «Руанский собор вечером». А рядом были представлены результа...
Пирожное как источник топлива
На волне интереса к биотопливу появилась идея использовать невостребованные хлебобулочные изделия в качестве сырья для биотоплива. А почему бы и нет? Хлеб содержит много крахмала. Он легко расщепляется ферментами на молекулы сахара, которые затем дро...
Универсальное противоядие
Ученые Исследовательского института Скриппса изучили нейротоксины, вырабатываемые многочисленными ядовитыми змеями и создали универсальное противоядие против ядов крайтов, тайпанов, кобр и мамбы.
Быстрая мода против долгой жизни
Быстрая мода сделала брендовую одежду доступной для всех. Она стоит дешево, зато и внешний вид теряет быстро, уже через несколько недель активной носки, и надо идти покупать новую. Но быстрая мода — это вредный бизнес, опасный для окружающей сре...