Солнечный самолет

В. Лешина

По сей день еще встречаются мечтатели вроде тех, которые облетали землю на воздушном шаре. Самое забавное, что ив наш прагматический век им удается исполнить свои мечты.

Десять лет назад француз Бертран Пикар задумал сконструировать самолет, который мог бы летать не только днем, но и ночью, используя одну лишь солнечную энергию. Вместе с другим энтузиастом, инженером Андре Боршбергом, они шесть лет работали над проектом первого образца HB-SIA (solarimpulse.com). Два года ушло на поиск партнеров, денег и подбор команды в 70 человек. Потом надо было найти новые технологические решения, чтобы построить самолет размером как аэробус А340 (более 60 метров), а весом — как автомобиль (1600 кг). Каждую деталь придумывали заново, а затем оптимизировали и максимально облегчали. Самолет по имени «Солнечный импульс» оборудован 628 тончайшими (150 мкм) и очень легкими фотоэлектрическими элементами. Они распределены на 200 квадратных метрах и питают четыре электрических мотора, каждый мощностью примерно в 10 лошадиных сил. На самом деле шесть лет – фантастически короткий срок!

Образец HB-SIA в десять раз легче самого совершенного планера. Размах крыльев очень велик по сравнению с весом, поэтому авторы проекта не могли использовать уже накопленный опыт и все расчеты и пробные испытания делали заново.

В июле 2010 года «Солнечный импульс» совершил самый длинный в истории солнечной авиации полет. Он летел чуть больше 26 часов со средней скоростью 40 км/ч. Авторы проекта доказали, что самолет на солнечных батареях может быть абсолютно автономен и днем и ночью. Окрыленные успехом, инженеры-мечтатели в этом году вместе с Политехнической школой Лозанны начнут конструировать следующий образец, HB-SIB. К концу года новое чудо техники совершит беспосадочный перелет через Атлантику, а в 2012 году — кругосветный перелет в пять этапов.

Забавно, что авторы этого проекта оценивают политиков и экономистов (с которыми им пришлось много общаться за шесть лет строительства) примерно так же, как в XVIII веке первые конструкторы воздушного шара — тогда против них был весь мир, их считали сумасшедшими. Сегодня Андре Боршберг говорит: «Я понял, что на свете больше глупых людей, чем злых. И это приятно с точки зрения морали, но немного настораживает в плане будущего человечества».

pic_2011_02_62.jpg
Иллюстрация Н. Колпаковой

Разные разности
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...