«Химия и Жизнь», Февраль 2011

В номере:

Лечение клетками
Коноплянников А.Г.
  Проблемы и методы науки
Клеточная терапия — это лечение различных заболеваний с помощью стволовых клеток (а вовсе не омоложение, как думают многие). Пока идут споры о безопасности и этичности этого вида лечения, ученые потихоньку продвигаются вперед и накапливают опыт клинических исследований. Сейчас в мире проводится примерно 80 протоколов по терапии стволовыми клетками, а это значит, что через 3-4 года абсолютное их большинство войдет в рутинную больничную практику. Многие ученые считают, что именно в этой области надо ждать революционного прорыва в лечении тяжелых заболеваний.
Перепрограммированные клетки
Нейроны, клетки сердечной мышцы, поджелудочной железы, кожи... Некоторое время назад всем было понятно, что их невозможно превратить друг в друга, судьба каждой из них жестко определена. Ведь в клетках разных типов генетическая программа реализуется по-разному, и ученые были абсолютно уверены, что, если клетка дифференцировалась, то есть развилась в какой-то определенный тип, этот процесс необратим. Но в 2010 году сразу нескольким исследовательским коллективам удалось изменить судьбу взрослых клеток и сделать из них клетки другого типа.
Бурная жизнь солнца
Гурьянов А.А.
  Проблемы и методы науки
Солнце интересовало астрономов с древних времен. Но наши сведения о строении Солнца так же неполны и недостаточны, как и о Земле. В тело нашей планеты исследователи смогли углубиться всего на десяток километров (а это около тысячной доли ее диаметра). С Солнцем ситуация еще хуже. Прямыми оптическими методами можно изучать только первые сотни километров его глубины (стотысячные доли диаметра). Несмотря на это, сегодня исследования Солнца переживают подъем во всем мире - никогда прежде они не были столь интенсивными и многосторонними.
Первые попытки понять механизм горения связаны с именами англичанина Роберта Бойля, француза Антуана Лорана Лавуазье и русского Михаила Васильевича Ломоносова. Оказалось, что при горении вещество никуда не «исчезает», как полагали когда-то, а превращается в другие вещества, в основном газообразные и потому невидимые. Сегодня процесс горения проанализирован во всех деталях.

Города и гены
Город — это скопление множества людей на небольшой площади. Один чихнул — десять заразились. Поэтому в древности городское население, практически лишенное медицинской помощи, должно было, теоретически, постоянно болеть и вымирать. Однако этого не произошло. Более того, города процветали, и урбанизация планеты неуклонно набирала обороты. Объяснение этому парадоксу предложил английский генетик Марк Томас.
Година Е.З.
  Проблемы и методы науки
Существующая традиция связывать положение человека в обществе с теми или иными особенностями строения тела, зародилась тысячи лет назад: еще в шумерских текстах 3500 года до н. э. говорится о том, что у людей с более высоким социальным статусом выше рост и крепче здоровье. Но наиболее точная информация появляется с началом массовых антропометрических исследований. Вообще антропология предоставляет уникальные возможности для изучения физических качеств человека в культурном контексте — иначе говоря, с ее помощью можно понять как искусственная среда, в которой живет человек, воздействует на его тело.  >>
Реклама и ребенок: взрослые проблемы
Левицкая А.А.
Маркетинг, ориентированный на детей, — не новое явление, однако сегодня оно имеет более широкий размах, чем когда-либо. По подсчетам аналитиков, общий объем российского рынка детских товаров и услуг колеблется от четырех до семи миллиардов долларов. По мнению многих исследователей, современные дети вообще самая лакомая аудитория для маркетологов. Как реклама воздействует на психику детей? Какова специфика рекламы товаров, нацеленной на детей? Достаточно ли мер государственного регулирования рекламы, или необходимо саморегулирование в отрасли? Можно ли защитить детей от рекламы? Эти и другие вопросы продолжают оставаться на повестке дня. Некоторые возможные ответы — в этой статье.
Звонарев Сергей
— Ладно, я тебе и так скажу: бытовой мусор — это в основном упаковка. А что такое упаковка с точки зрения физики?

— Действительно, что? — рассеянно пробормотал я. Дверь никак не хотела становиться как надо.

— Квазитрехмерный объект с избыточной энтропией!  >>
Аспирин и его сущность
Садовский А.С.
  Проблемы и методы науки
Аспирин — это не только жаропонижающее и противовоспалительное средство. Он еще и кровь разжижает. Поэтому его принимают длительными курсами, чтобы снизить вероятность образования тромбов и предотвратить опасные сердечно-сосудистые заболевания. Эффективность аспирина доказана и проверена неоднократно. Но что можно сказать о его побочных эффектах? Новейшие исследования действия сверхнизких доз аспирина поражают.
Аспирин против рака?
Способность аспирина разжижать кровь дала в руки медиков интересный инструмент. Дело в том, что предотвращение инфаркта или инсульта требует длительного приема аспирина и длительного же, в течение десятилетий, наблюдения за пациентами. В результате появляется большой объем статистических данных, проанализировав который, можно выявить побочные эффекты аспиринотерапии. Один из них — рост риска инфаркта или инсульта при внезапном прекращении приема лекарства. Это — негативное побочное явление. Но есть и позитивное: группа ученых во главе с профессором Питером Ротуэллом из Центра предотвращения инсультов Оксфордского университета пришла к выводу, что долговременный прием аспирина снижает вероятность возникновения рака через двадцать лет.
Белые акулы Средиземного моря
В Средиземном море с незапамятных времен водятся белые акулы но встречаются они редко. Возможно, они вообще потомки нескольких особей, случайно заплывших из океана...
Стрельникова Е.
  Криминальная химия
Отмечая в 2011 году Международный год химии, мы решили порадовать читателей детективными рассказами. Конечно, с химическим уклоном. Ведь вещества-преступники играют важную роль в произведениях мастеров криминального жанра, а иногда и в классических романах. Серию таких рассказов мы представили в рубрике «Криминальная химия». Для начала расскажем о мышьяковом зеркале, Василии Темном и мадам Бовари...  >>
Ядами называют вещества, которые взаимодействуют с биомолекулами и нарушают их функции. А питательные — это вещества, из которых строятся биомолекулы. Может ли яд быть строительным материалом? — такой вопрос задает автор публикации в журнале «Science».  >>
Что бывает альтернативным
Если спросить у Гугла, что бывает альтернативным, он ответит, что бывают например, альтернативная история (210 тысяч ссылок), альтернативная медицина (150 тысяч ссылок), альтернативная литература (58 тыс.), альтернативная психология (17 тыс.), альтернативная техника (12 тыс.), альтернативная педагогика (5300), альтернативная биология (1900), альтернативная философия (1600),альтернативная социология (1200), альтернативная религия (970), альтернативная химия (320). Интересно было бы понять, почему именно так распределилась популярность. Каковы вообще мотивы употребления словосочетания «альтернативное что-то»?
Знакомые всё лица
Лясота Е.
  Наша книжная полка
На этот раз познакомимся с «Удивительной химией» Ильи Леенсона, выпущенной в серии «О чем умолчали учебники».
Соя принадлежит к семейству бобовых. Прежде всего, соя — это великолепный источник белков, которых в сое 37–40% (в 2–2,5 раза больше, чем в мясе). Но другие ценные компоненты - изофлавоноиды, во многих случаях представляют опасность для едока. По структуре они сходны с эстрогенами, поэтому беременным женщинам и детям лучше отказаться от соевых продуктов. Сейчас в магазинах, помимо молока и творога из сои, можно купить соевые конфеты, масло, мясо и муку.  >>
Гелприн Майк

Я устарел шестого апреля, во вторник, в семь часов вечера по Москве. Даша так и сказала Алексу:

— Пит устарел, милый. Я вчера проконсультировалась с представителем компании. Говорит, что надо менять. У них проблемы с совместимостью версий, апгрейд, по его словам, нежелателен. Новая модель обойдется нам в полцены — они заберут Пита в счет оставшейся половины.

— Бог с ней, с ценой, — услышал я голос Алекса. — С Настей как быть?

Материалы нашего мира
Современные бумажные деньги можно смело назвать шедевром полиграфического искусства. Впечатляют их техническое и художественное совершенство, многоступенчатая защита, сложность изготовления. А начинается все с бумаги. К бумаге, на которой печатают купюры, предъявляют жесткие требования. Водяной знак — непременный атрибут денежных банкнот, ценных бумаг, государственных документов. Сначала водяные знаки служили для идентификации бумаги и ради престижа. Теперь это главная защита от подделок. Что же делать, когда возникает подозрение, что у вас в руках фальшивая купюра?  >>

06.11.2018 15:40:00

…«Science» опубликовал шесть статей, посвященных финальному этапу исследования Сатурна автоматической межпланетной станцией Кассини…

…в Японии, возможно, будет разрешено редактирование генов человеческих эмбрионов в исследовательских целях...

…британские ученые с помощью CRISPR-Cas9 ввели в геном малярийного комара Anopheles gambiae мутацию, которая делает самок бесплодными при сохранении плодовитости самцов; такая мутация может полностью уничтожить вид…

31.10.2018 18:00:00

Государство придумало способ борьбы за чистоту природы – экологические штрафы. Например, в США за период 2000—2015 годы средний размер штрафа составил 204 млн долларов. Как же компания может снизить такую нагрузку? Для этого нужно увеличить число женщин в составе руководящего органа.

29.10.2018 17:00:00

Современный потребительский рынок перекошен действиями маркетологов, и они придумали очень интересные методы для обхода законов. С помощью методов, которым их научили в современных школах бизнеса, они создают ложные рыночные ценности.