«Химия и Жизнь», Май 2007

В номере:

Неорганическая химия — основа новых материалов
Третьяков Ю.Д.
  Проблемы и методы науки
Неорганика вообще гораздо сложнее органической химии. Последняя – это фактически химия одного элемента, а у неорганики их в арсенале почти сто. Именно это дает простор для создания самых разных материалов с разными свойствами.
SKQ, они же ионы Скулачева
Чистяков В.А.
  Проблемы и методы науки
«Ион Скулачева», который, возможно, станет эффективным средством против старости, накапливается в митохондриях и защищает их от окисления.
В поисках истины
  Классика науки
Подобно тому, как юристы исходят из презумпции невиновности, так и наука исходит из презумпции отсутствия чуда. Мы не обязаны доказывать, что нет странных или необычных явлений. Доказать нужно, что они существуют.
Физики обедают с дьяволом
Верховский Л.И.
В теоретической физике давно не было крупных прорывов, а математический аппарат становится все более запутанным. Говоря о том, как опасно физику попасть в зависимость от подобной математики, французский физик Жорж Лошак вспоминает старую пословицу: «На обед к дьяволу нужно идти с длинной ложкой».
Математические тени физических явлений
Андрианов И.В.
Опыт показывает, что человеческое воображение гораздо более ограниченно, чем ресурсы природы; как писал Паскаль, «воображение скорее устанет постигать, чем природа поставлять»
Шестая олимпиада по органической химии
  События
  Проблемы и методы науки
15 марта 2007 года в британском посольстве в Москве состоялось совещание «Стволовые клетки: законодательство, исследования и инновации. Международные перспективы сотрудничества».  >>
  Проблемы и методы науки
Главная опасность стволовых клеток — это ажиотаж, поднятый вокруг клеточных технологий. Кажется, сбываются вековые мечты человечества починить все, что раньше ремонту не подлежало...  >>
Микробные топливные элементы
Калюжный С.В., Федорович В.В.
Как добыть электричество из отходов, в которых есть органические загрязнения? Помогут микробные топливные элементы.
Мое открытие экологии
Богуславский Л.И.
  Планета Земля
В России пусть и медленно, но начинает формироваться понимание, что пути выхода из экологического кризиса находятся не только в сфере технических решений и естественно-научных исследований, но и в социальной сфере, в областях морали, культуры, экономики, права, психологии и образования.
Сок жизни на Земле
Фащук Д.Я.
  Цикл воды
Запасы воды в мантии и коре Земли, по современным оценкам, в 25 раз превышают ее количество в гидросфере планеты. В базальтовых породах мантии, например, содержится 5—7% воды.
Вода: в небе, на земле, под землей
Фащук Д.Я.
  Цикл воды
Сухая статистика воды.
Создание торричеллиевой пустоты
Биршерт А.А.
Вакуум — это больше, чем просто ничто. Для физика вакуум — пространство, которое не проводит тепло и звук. Для химика — среда, в которой не идут никакие реакции, и это его свойство использовали опять-таки физики, создав электроламповые приборы. С тех пор цивилизация не может существовать без вакуумных технологий.
Почему гитлеровцы не создали атомное оружие
Гольдфаин И.И.
В последнее время было опубликовано много литературы, посвященной попыткам гитлеровской Германии создать атомное оружие. И в ней часто утверждают, что Германия к 1945 году была на пороге его создания. Так ли это?
Торнадо и молния
Медведев В.Б.
На всех качественных фото- и видеодокументах всегда видно: хобот торнадо имеет трубчатую структуру с тонкими стенками, что сильно напоминает канал молнии. На основе этого можно предположить: торнадо — это одиночный электрический разряд.
Кто найдет, того и будет
Гореликова Алла
Шоколад
  Непростые ответы на простые вопросы
В темном шоколаде антиоксидантов вдвое больше, чем в молочном. Но дело не только в этом. Недавно ученые выяснили, что молоко препятствует всасыванию антиоксидантов какао в организм. Поэтому шоколад лучше есть натуральный, темный и не запивать его молоком.
Космос — это урожай
Данилов П.
  Кстати о космосе
В двадцатые годы XX века, после открытия американским астроном Л.Лоуэлом сезонных изменений цвета каналов на Марсе возникла идея, что это может быть связано с цветением и увяданием марсианских растений.

02.09.2019 17:00:00

...японский космический аппарат «Хаябуса-2» взял образец материала из глубины астероида Рюгу и должен вернуться на Землю в декабре 2020 года...

...разработаны умные очки, компенсирующие возрастную потерю способности глаза к аккомодации...

...у членов парламента Великобритании больше проблем с психическим здоровьем, чем в среднем по популяции...

27.08.2019 16:00:00

В мире сложилась странная ситуация, когда одни стремятся всеми силами уменьшить выбросы углекислого газа, а другие планируют эти выбросы увеличивать – строят всё новые электростанции и котельные для получения энергии из ископаемого топлива

21.08.2019 18:00:00

Может ли финансовый кризис изменять течение вод в реках? Да, согласно исследованию, которое провели швейцарские специалисты из университетов Лозанны, Берна, Женевы и Цюриха

05.08.2019 10:00:00

...как следует из данных, полученных межпланетным аппаратом «Кассини», кольца Сатурна намного моложе самой планеты...

…опубликованы результаты второго этапа проекта «Микробиом человека»...

...ферменты бактерий, обитающих в человеческом кишечнике, могут превратить эритроциты групп крови А в эритроциты «универсальной» крови группы 0...

30.07.2019 17:30:00

Климатологи из Саскачеванского университета проанализировали данные о почти девяти тысячах дождей, собранные с 1964 по 2013 год. Вывод оказался таким: чем сильнее развивается глобальное потепление, тем чаще случаются именно катастрофические ливни.