Животные и растения

(«ХиЖ» 2018, №5)
prev_2018_05_54.jpg

Годжи — собирательное название двух близких видов, дерезы обыкновенной Lycium barbarum и дерезы китайской L. chinense. Это колючие кустарники семейства пасленовых, обыкновенная дереза вырастает до трех с половиной метров, китайская пониже. У них лиловые цветки-колокольчики и алые ягоды до 2 см в длину и до 1 см в диаметре. Они мясистые, на вкус горько-сладкие. Считается, что плоды обыкновенной дерезы полезнее, о ней мы дальше и будем говорить.

Григорий Панченко
(«ХиЖ» 2018, №5)
prev_2018_05_45.jpg

Конечно, название этой заметки можно трактовать как шутку, но лишь отчасти. С последними птерозаврами связаны такие загадки, разгадать которые и палеонтологи-специалисты, и любители, в том числе авиаторы, пока не в состоянии. Собственно говоря, птерозавры вообще чрезвычайно загадочный таксон, но аждархиды выделяются даже на фоне большинства своих сородичей.

prev_2018_04_54.jpg

Если бы китайцы жили в средней полосе России, нам бы уже все уши прожужжали рассказами о целебных свойствах какого-нибудь опенка зимнего. Но они живут там, где живут, поэтому мировую известность приобрел другой древесный гриб, шиитаке из семейства негниючниковых, по-латыни Marasmiaceae.

prev_2018_04_26.jpg

Стада всегда в движении. Если они не будут переходить с места на место, то очень скоро съедят и вытопчут всю траву и пастбище превратится в пустыню. Ежегодные миграции колоссальных стад — одно из самых зрелищных природных явлений. К сожалению, оно может исчезнуть благодаря людям, которые строят стены и плотины, нарушая привычные пути миграции. Между тем от массовых перемещений животных зависит существование целых экосистем.

Ястребова С.
prev_2018_04_22.jpg

Европейские кролики были и научными героями, и экологическими злодеями, и беззащитными жертвами пищепрома, и милыми домашними зверушками. Все это верно и сейчас.

prev_2018_03_51.jpg

В 1760-х годах торговое шведское судно доставило на родину засушенные образцы растений, собранных в Новом Свете и на тихоокеанских островах. Коллекцию разбирал Карл Линней и одно из растений назвал Morinda citrifolia — моринда цитрусолистная. Тогда никто и представить не мог, какие страсти будут кипеть вокруг нее три с половиной века спустя.

Ястребова С.
prev_2018_03_28.jpg

Думаем о роли свиней в медицине — вспоминаем о трансплантации органов. Дескать, внутреннее строение этих животных весьма похоже на наше. Это действительно так. Вот только в исследованиях свиных органов как объектов для пересадки за последние два десятилетия произошли существенные сдвиги. Время освежить свои представления, а заодно вспомнить, в каких еще областях биомедицины свиньи показали свою профпригодность.

Инна Гутерман
prev_2018_03_logo.jpg

Многообразие растительных ароматов, созданных природой, кажется неисчерпаемым. Для обозначения веществ, которые не принимают непосредственного участия в росте, развитии и репродукции отдельных клеток, более 200 лет назад был предложен термин «вторичные метаболиты». Несмотря на неуважительное название, вещества эти выполняют важную роль в жизни растения, участвуют во взаимодействии растений друг с другом и с окружающей средой. На сегодняшний день идентифицировано более 100 тысяч таких веществ. Многие из них относятся к легколетучим, и люди воспринимают их как запах растения. В этой статье автор расскажет о некоторых особенностях пахучих растений, немного о том, как изучают биосинтез летучих вторичных метаболитов, а также о перспективах применения этих знаний на практике.

prev_2018_03_20.jpg

Времена не выбирают, но им дают имена. Возможно, нынешний век войдет в историю как эпоха отчетности. Даже натуралисты больше не ходят по лесам, восторженно озираясь, а сидят в кабинете, извлекая данные из ранее опубликованных источников. А леса сейчас вырубают, дороги через них прокладывают, охотятся там. Животные, естественно, от этого страдают, и в первую очередь крупные. Этот процесс, называемый дефаунизацией, влияет на растительные экосистемы, и мы еще не вполне понимаем, как именно.

prev_2018_03_16.jpg

Кот — это личность, что и доказано экспериментально. Однако личность недоисследованная — пропускной способности лабораторий не хватает, чтобы постичь всю ее сложность и глубину. А без этого людям не понять домашних кошек и не обеспечить им подходящих условий проживания. К счастью, ученые осознают проблему и неуклонно работают над ее решением. Появилась даже новая дисциплина, антрозоология, которая исследует взаимоотношения животных и людей. Так что типирование кошачьей личности оказалось на переднем крае науки.