Животные и растения

(«ХиЖ» 2017, №11)
prev_2017_11_24.jpg

Аквариумные рыбки Данио Рерио долгое время были объектом биологии развития. Однако в последние годы их стали использовать и нейробиологи, и физиологи более широкого профиля, и специалисты по изучению рака.

(«ХиЖ» 2017, №11)
prev_2017_11_18.jpg

Как часто людей сравнивают с муравьями или пчелами! И не зря. появляется все больше данных в пользу того, что сходное поведение представителей столь разных таксонов обусловлено сходными генами. Поэтому теории и методы, применяемые при исследовании психических заболеваний одного вида, применимы и к другому.

(«ХиЖ» 2018, №9)
prev_2017_09_37.jpg

Многие животные умеют если не считать, то сравнивать количество объектов в разных группах. Это очень полезный навык, когда надо оценить численность соперников, союзников или потенциальной добычи. Способности к количественной оценке ученые обнаружили практически у всех классов позвоночных. Ими обладают пятнистые гиены, собаки и человекообразные обезьяны. Только рептилии до сей поры остались неосвидетельствованными. Не было оснований полагать, что они обделены естественным отбором и не умеют проводить сравнение, доступное амфибиям и рыбам, однако проверить следовало.

prev_2017_09_34.jpg

Как всем известно, корзинка подсолнечника поворачивается вслед за солнцем. Однако не все знают, что это делают только молодые растения, с нераскрытыми корзинками. И совсем немногие пока осведомлены о генетических механизмах такого «поведения».

prev_2017_09_32.jpg

Змея — символ врачевания. Яд этих рептилий еще с древности пытаются использовать в качестве лекарств. Однако неядовитые змеи едва ли не полезнее для медицины, чем ядовитые: у них с современными людьми гораздо больше общего, чем можно подумать. Кстати, есть мнение, что и на эмблемах медицины запечатлена вовсе не ядовитая змея, а эскулапов полоз Zamenis longissimus, мирный обитатель храмов Асклепия.

prev_2017_09_12.jpg

В эти осенние дни, погнавшись в лесу за неосторожным грибом, мы вполне можем попасть в ловчие сети паука. Конечно, эти сети нас не удержат, мы разрушим ажурное плетение — плод труда арахнида. Вместе с тем, наверное, стоит удивиться эволюции, создавшей паука и его паутину — прочную и эластичную. Это настолько удачный материал, что уже сейчас его начинают применять люди, и не только в трансплантационной медицине, — из нее даже делают спортивную обувь. Компании, производящие тонны паутины (точнее, белков, входящих в ее состав), растут как грибы.

(«ХиЖ» 2017, №8)
prev_2017_08_54.jpgВдоль южной границы бассейна Амазонки, на севере и северо-востоке Бразилии растет пальма бабассу — одно из самых масличных деревьев. Она могла бы играть заметную роль в мировой экономике, но пока удовлетворяет многочисленные нужды местных жителей.

(«ХиЖ» 2017, №8)
prev_2017_08_logo.jpgМикроорганизмы, обитающие на и в макроорганизмах, — сегодня модная тема. Все знают, как важен микробиом кишечника для здоровья человека. Но есть микроскопические симбионты и у медоносной пчелы, и у клеща, и даже у корабельного червя.

Чернышев А.
(«ХиЖ» 2017, №8)
prev_2017_08_36.jpgЯдовитые меды известны во многих странах. Но если обычно токсины попадают в мед непосредственно из нектара неподходящих растений-медоносов, то история ядовитого меда Новой Зеландии изобилует причудливыми сюжетными поворотами.

(«ХиЖ» 2017, №8)
prev_2017_08_34.jpgКоровы, а более научно — домашние быки Bos taurus taurus, внесли немалый вклад в развитие цивилизации. И речь тут не только о молоке, мясе или кожаной одежде. Крупный рогатый скот так или иначе помог уничтожить одно из самых некогда распространенных заболеваний — натуральную оспу, а также продлил жизнь тысячам диабетиков и пациентам с больным сердцем.