В сериале «Вернадский-160» сегодня выступает тандем двух профессоров и докторов философских наук — Владимир Иванович Оноприенко и Виктор Александрович Лось, автор идеи сериала и его составитель. Статья рассказывает о фрагменте жизни В.И. Вернадского, связанном с его участием в организации Украинской академии наук.
Народное недовольство властью, усиливавшееся на рубеже ХIХ–ХХ веков, стремительно расшатывало трон Российской империи. Либеральному мировоззрению В.И. Вернадского были близки свободолюбивые идеи Первой русской революции.
Он активно содействовал земскому либеральному движению: в качестве земского гласного Тамбовского губернского собрания участвовал в строительстве и организации начальных школ; ратовал за превращение земств из чисто хозяйственных органов в центры гражданского общества.
Под воздействием земского движения была учреждена и Государственная дума. В.И. Вернадский дважды избирался в ее состав от академической курии (Академия наук и университеты).
Однако в 1911 году его вывели из ее состава Думы, поскольку он поддержал своих коллег по Императорскому Московскому университету, протестующих против запрета студенческих политических выступлений. Покидая университет с большой группой преподавателей (а среди них были крупнейший физиолог К.А. Тимирязев и знаменитый физик-теоретик Н.А. Умов), он говорил, что «свобода и автономия высшей школы» — одно из необходимых условий эффективного развития науки и образования.
Ветер Февральской революции подхватил и Вернадского. На съезде партии кадетов его, как одного из ее авторитетных членов, избрали в ЦК. А немного позднее, в августе 1917 года, его утвердили в должности товарища министра народного просвещения Временного правительства. Министром стал его друг (и член «братства») — непременный секретарь Российской академии наук С.Ф. Ольденбург.
Конечно, в то турбулентное время трудно было бы рассчитывать на широкое внимание к проблемам образования и науки. И тем не менее Вернадскому удалось организовать разработку основ реформы высших учебных заведений; обсуждался и вопрос о создании академий наук в крупных регионах России. Но октябрьский переворот вмешался в его планы.
Первое время В.И. Вернадский, и об этом есть записи в осенних страницах дневника 1917 года, наряду с научной деятельностью, продолжал работу в ЦК кадетской партии и во Временном правительстве. Оставшиеся на свободе некоторые из министров и их заместители считали своим долгом, по возможности, исполнять свои обязанности. Когда министр народного просвещения С.С. Салазкин оказался под арестом, Вернадский взял на себя его функции.
В ноябре в ряде либерально-демократических и социалистических газет было опубликовано обращение Временного правительства, призывавшее «всех граждан армии и тыла» единодушно встать на защиту Учредительного собрания, дать ему возможность выполнить волю народа. Реакция большевистского правительства на этот призыв была незамедлительной: выпуск всех газет, поместивших обращение, приостановили (а среди других стояла и подпись В.И. Вернадского) должны были арестовать.
Арест угрожал и с другой стороны: Совнарком принял декрет, объявлявший кадетов «врагами народа». Согласно декрету, все члены ЦК партии кадетов подлежали аресту и суду «революционных трибуналов».
Стремясь уклониться от этой участи, Вернадский немедленно выехал в Москву, а оттуда — в Полтаву, к родственникам жены. Так началась его украинская эпопея.
В начале 1918 года была провозглашена государственная самостоятельность Украинской Народной Республики, признанная по условиям Брестского мира, и РСФСР. Страны Антанты не признали независимости Украины.
Политическая обстановка там была чрезвычайно неустойчивой, и о ее стабильности в 1918 году можно было только мечтать. То в марте, по соглашению с Центральной радой, на территории большей части Украины оказываются немецкие и австро-венгерские войска. То уже через месяц, в апреле, мирным путем вводится гетмановское правление П.П. Скоропадского, который в конце этого же года отрекается от власти и эмигрирует в Германию.
Неожиданно оказалось, что пост министра народного просвещения и искусств занимает Н.П. Василенко, историк права, член ЦК кадетской партии, как и В.И. Вернадский, и один из заместителей министра народного просвещения в правительстве А.Ф. Керенского, то есть бывший коллега Вернадского. По приглашению Василенко в начале июня 1918 года, несмотря на украинские политические пертурбации, он переезжает из Полтавы в Киев, чтобы заняться созданием Украинской Академии наук (УАН).
В.И. Вернадский в своей деятельности всегда балансировал между занятиями «чистой наукой» и созданием ее организационных структур. Он рассматривал такой тандем науки и организации как один из решающих факторов повышения эффективности научной деятельности. Он считал (записка «О государственной сети исследовательских институтов», декабрь 1916), что государство, ставя перед научным сообществом вопрос о необходимости разрешения конкретной общественной задачи, должно заложить в проект и достаточный объем материального и финансового обеспечения, а на ученого возлагается обязанность определять тематику исследований, координировать их и доводить до практических результатов.
Примерно так он и поступал в своей прошлой жизни: опирался на системный подход в научно-организационной деятельности. Сначала — теоретическое обоснование научной проблемы, затем — ее экспериментальное подтверждение и последующая углубленная разработка, опирающаяся на создание специальной научно-исследовательской структуры.
К примеру, его открытие биогеохимии как науки о роли организмов в истории химических элементов и взаимосвязи организмов с земной корой привело к углубленным исследованиям в основанной им знаменитой Биогеохимической лаборатории Академии наук. Теперь недалеко от станции метро «Воробьёвы горы», если подняться по экскалатору наверх, можно увидеть колоннаду здания ГЕОХИ РАН, носящее имя В.И. Вернадского.
Академик Вернадский возглавил три основные организационные комиссии: по разработке законопроекта об учреждении Украинской академии наук, по высшим учебным и научным заведениям, а также по созданию Национальной библиотеки. Деятельность всех трех комиссий была впечатляющей.
Комиссия по разработке законопроекта об учреждении Украинской академии наук (УАН) была сформирована под председательством Вернадского в начале июня 1918 г. Он говорил на заседании: «Академия наук, которая вырабатывается в ХХ веке, не может строиться по уставам и типам давних академий, которые в своей вековой истории претерпели многочисленные изменения и преобразования...»
Он последовательно претворял в жизнь свою основную идею: только развитие Академии на государственных началах и формирование комплекса научных учреждений с охватом фундаментальных отраслей знания позволят сформировать инструментальную базу науки и национальные кадры, в частности, в области экспериментальных (естественных и технических) наук.
В.И. Вернадский отмечал и гуманистический контекст академической науки, призванной поддерживать связь Академии с реалиями — развивать не только фундаментальные, но и прикладные исследования в интересах повседневной жизни человека.
Вернадский также предложил добавить к традиционным фундаментальным направлениям естественных наук (физике, химии, биологии, математике) — новые перспективные направления. Так появилась, к примеру, специализация «акклиматизация растений».
14 ноября 1918 года был принят «Закон Украинского Государства об учреждении Украинской Академии наук в Киеве», подписанный гетманом Павлом Скоропадским. Академик Вернадский был утвержден президентом Академии. Были избраны ее действительные члены — ученые из Киева, Петрограда, Москвы и др. Всего их было 12 — точно по числу первых апостолов, окруживших своего Христа.
…До глубокой ночи горел свет в небольшом особнячке Президиума УАН на Владимирской улице Киева, где шли бурные дискуссии об основных направлениях и перспективах украинской науки. И если в середине ХIХ в. здесь обучали молодых девиц «благородным манерам» под надзором супруги киевского генерал-губернатора, то в первой половине ХХ века здесь же бородатые интеллигенты-либералы рисовали в своем воображении утопические картины научного будущего под звон колоколов Владимирского кафедрального собора.
|
Здесь, в особняке на Владимирской 54, в Киеве, в 1918 году в бурных дискуссиях рождалась Украинская академия наук |
В.И. Вернадский не мыслил себя без книги: они сопровождали его всю жизнь. У семейства Вернадских была давняя традиция книжного собирательства: личные библиотеки передавались по наследству. В домашней библиотеке Владимира Ивановича, хранящейся в Мемориальном музее ГЕОХИ РАН, насчитывается свыше 6 тысяч книг и журналов, справочной литературы и др. При этом он не чах над книгами, как царь Кощей над златом, а познаковшись с монографией или журналом, мог отдать их заинтересованным коллегам. Более того, систематически на протяжении многих лет Вернадский передавал специальную литературу в академическую библиотеку. Иначе говоря, взаимосвязь исследователя с книгой была имманентным атрибутом его научной деятельности.
В.И. Вернадский считал, что имеет смысл начать одновременно организовывать как Академию наук, так и Национальную библиотеку. Она должна была, по его представлениям, действовать при академии как научная база исследований, накапливая универсальные книжные фонды, аккумулируя достижения мировой науки и культуры прошлого и настоящего, чтобы рельефнее видеть будущие научные тренды.
Но формирование фонда библиотеки после Первой Мировой и в самом разгаре Гражданской войны, принесших тотальную разруху, было отнюдь не простое дело. Тем не менее международный опыт Вернадского помог ему создать принципиально новый научно-гуманитарный центр. Понимая важность развития политических функций государства и роли библиотеки в реализации таких функций, он предложил организовать специальное библиотечное подразделение, которое собирало бы юридическую и политическую литературу и способствовало деятельности будущего парламента.
Национальная библиотека планировалась не только как книжное хранилище. Вернадский и его единомышленники видели в нем научное учреждение, которое будет изучать современную и древнюю книгу, научный центр библиографоведения, библиотековедения и библиографической работы. Предполагалось, что при библиотеке будут основаны научные общества, что она займется издательской деятельностью и др. Благодаря Вернадскому создание библиотеки опиралось на большой опыт европейских стран. Сегодня — это крупнейшее книгохранилище мирового уровня.
Вернадский, отдавший высшей школе немало лет, хорошо представлял ее специфику, поэтому четко сформулировал три ее основные задачи.
Во-первых, открыть молодому поколению все богатство человеческой мысли; научить молодежь рационально мыслить, работая в соответствии с освоенными научными знаниями.
Во-вторых, сформровать и развить стремление к самостоятельной научной деятельности ради поиска истины.
И наконец, в-третьих, высшая школа должна стать носительницей общественного просвещения, когда знания, приобретенные в молодые годы, реализуются в зрелый период жизни.
Эти идеи Вернадский стремился реализовать в работе Комиссии по высшей школе и научным учреждениям при Министерстве образования, которую он возглавлял.
Комиссия должна была разработать проект национальной высшей школы и подготовить соответствующие законодательные документы. Впрочем, Вернадский уже имел опыт работы такого рода, когда возглавлял еще в Петрограде в 1917 году российскую Комиссию по делам научных учреждений и научных предприятий.
Он много размышлял о необходимости формировать университеты нового типа, которые будут опираться на широкие права самоуправления. Университеты, считал он, должны иметь условия для непрерывной интенсивной научной работы не только для углубленного познания реальности, но и для формирования «сознательной личности». Университеты, по его мнению, это особые организации, лишь частично связанные с государством, ибо основы «их строя покоятся в вечных областях мысли и истины».
Ему приходилось постоянно доказывать необходимость автономии высшей школы, которая сосредоточивает в себе национальную силу и культуру. При этом самостоятельное развитие национальной науки трактовалось им как «основной элемент культуры». По его убеждению, автономия и свобода преподавания — прямой путь не только к адекватному познанию бытия, но и форма выражения личного достоинства человека. Вместе с тем он обращал внимание на возрастание государственного значения высших учебных заведений в социально-политической реальности.
И очевидно, эти свои представления ему хотелось применить в украинских условиях. Но этого не случилось — ситуация на Украине резко изменилась.
Бурные дискуссии о структуре УАН и основных направлениях ее деятельности, велись в уютном зале особняка в центре города, а за окном цвели каштаны, потом шуршали опавшие листья на бульваре, и шла бурная социально-политическая жизнь. Избранные академики в пылу жаркой полемики могли и не заметить лихорадочной смены властей: от гетманского правления к Директории и к Совету народных комиссаров.
В конце августа 1919 года, когда киевские бульвары изнемогали от волнующих ароматов жареных каштанов, в город вошли части Добровольческой армии под командованием генерала А.И. Деникина, руководство которой с подозрением относилось к украинским научным и культурным учреждениям. Более того, новые власти отменили все законодательные акты прежних украинских правительств. Это означало прекращение деятельности УАН как государственного учреждения, а значит — и ее финансирования. Все попытки В.И. Вернадского и его коллег предотвратить ее неминуемый развал результата не дали. Возникла необходимость личной встречи с А.И. Деникиным.
В первых числах сентября Вернадский, преодолевая транспортную разруху, выехал в товарном вагоне через Киев и Ростов-на-Дону в Таганрог, где находилась деникинская ставка. И получил аудиенцию. Здесь не обошлось без поддержки членов ЦК кадетской партии, входивших в Особое совещание при генерале. Тогда, у Деникина, было принято решение возобновить финансирование ряда структур УАН — Национальной библиотеки или Геологического комитета.
В.И. Вернадский наивно полагал, что ему удалось добиться принятия «закона», защищающего статус Академии. Однако позднее выяснилось, что это решение даже не было нигде зарегистрировано. И это неудивительно, ибо вскоре начался стремительный исход белого движения…
В.И. Вернадский весь в сомнениях — куда возвращаться? В «советскую Россию»? Но там висит дамоклов мечь судебного преследования. В Киев? Но туда не добраться, транспортное движение прервано. В Одессу? А там и вовсе неопределенная ситуация…
К счастью, его семья, выехав раньше, добралась до Крыма. Туда он и отправился из Новороссийска в начале 1920 года на пароходе «Великая книгиняи Ксения». Впрочем, так он назывался прежде. Теперь он носил другое имя — «Муравьев-Апостол». В прежней упорядочной жизни это был лайнер первого класса, наполненный уверенными джентльменами и прекрасными дамами, пропитанный ароматом гавайских сигар и Chanel, а теперь — «90 процентов больны, без всяких удобств, при невозможной скученности и некультурности» (Дневник от 19.1.20).
Судно пришвартовалось в Ялте. Там его встречала дочь.
Впрочем, понятная радость долгожданной семейной встречи была вскоре омрачена: через несколько дней он почувствовал явные признаки жесткого сыпного тифа, унесшего в Гражданскую войну больше людей, чем пули.
Однако божественные сестры Мойры, видимо, посчитали, что он еще не закончил все дела на этом свете, и не оборвали нить его судьбы. Жена не отходила от него, и Вернадский выздровел…
А уже весной, когда в прозрачном крымском воздухе разливался аромат розового персикового цветения, академик Вернадский уже стоял на кафедре перед студентами в Симферополе, будучи избранным ординарным профессором минералогии Таврического университета. Он оказался в отличной компаниии ученых из ведущих научных центров рассыпавшейся Российской империи, которыми мог гордиться любой университет мирового уровня.
К началу осенних занятий 1920 года, когда скончался ректор университета, Вернадского избрали тайным голосованием на этот пост. Он стал вторым ректором в истории университета. Впрочем, он исполнял эти обязанности менее полугода.
А в январе 1921 года началась красная реформа Таврического университета — вычищали студентов и преподавателей, враждебных советской власти. Среди них оказался и академик Вернадский, которому пришлось покинуть не только ректорский пост, но и полуостров. Особая политическая комиссия, учитывая его враждебные взгляды по отношению к советской власти, несмотря на крупные научные заслуги, посчитала оставление его в Крыму политически недопустимым.
25 февраля, семья Вернадских, не решившаяся эмигрировать в Англию, хотя все нужные документы были получены, по указанию Крымревкома, покинула полуостров, вернувшись в родные пенаты — в распоряжение Наркомпроса. Начиналось последнее десятилетие его жизни.
Весной этого же года В.И. Вернадский официально отказывается от должности президента Академии наук Украины.
|
Источник: Памятники Харькова с wikipedia.org |
Немногим более столетия назад В.И. Вернадский стал первым президентом Украинской академии наук. Сегодня это Национальная академия наук Украины (НАН) — высшее научное учреждение страны, имеющее право на независимое самоуправление. В ее составе чуть меньше двух сотен научно-исследовательских и вспомогательных учреждений самого широкого профиля: от физико-математических и химико-биологических наук до дисциплин гуманитарного профиля.
И здесь помнят имя своего основателя — его носят немало учреждений НАН. К примеру — Институт общей и неорганической химии — один из крупнейших научных национальных центров.
Национальная библиотека Украины заметна не только своими информационными ресурсами и возможностями, но и архитектурой — ее 28- этажная башня, противопоставленная 4-х этажному (стилобатному) зданию, выглядит впечатляюще.
А стратегия первого высшего учебного заведения в Крыму, Таврического университета, опирается на девиз Nosce te ipsum (Познай самого себя), который, несомненно, Владимир Иванович одобрил бы.
Высшая награда Национальной Академии наук Украины — это Золотая медаль им. В.И. Вернадского. Ее присуждают за выдающиеся научные работы в области наук о Земле.
Эта награда до недавнего времени объединяла две Академии — НАН и РАН. Однако Президиум Национальной академии наук Украины принял решение (март 2022) прекратить «любые формы сотрудничества НАН Украины с российскими научными организациями и российскими учеными».
…Во время тяжелого тифа, в полубреду, Вернадскому увиделось его будущее — время ухода. «А умру я, — записывает он в дневнике, — между 80–82 годами». В.И. Вернадский умер в первых числах января 1945 года. Ему был 81 год…
Остальные статьи собраны в нашем сериале «Вернадский — 160»