Мысли о будущем

Транспорт, который носят с собой
Вагнер Виктор
(«ХиЖ», 2016, №6)

s20160648 transport.jpg

Все жители крупных городов уже понимают, что вместить столько личных автомобилей, сколько в городе живет и работает людей, ни один город не может. Власти вводят платную парковку или ограничивают право ездить по городу: по четным дням — машины с четными номерами, и наоборот. Но всем ясно, что это полумеры.

В Голландии сделали ставку на велосипеды. Однако, как показывает практика, это может отсрочить, но не одолеть проблему. В Амстердаме, где большая часть жителей ездит на работу на велосипедах, уже и для велопарковок не хватает места [1]. Пусть на площади, которую занимает один автомобиль, можно запарковать десять велосипедов, но ведь речь идет о сотнях тысяч двухколесных машин.

К тому же оказалось, что многие голландцы вынуждены держать два велосипеда. Один, чтобы доехать от дома до ближайшей железнодорожной станции, второй — от другой железнодорожной станции до работы. Потому что если каждый пассажир потащит в вагон велосипед, места в электричке для всех не хватит.

Общественный транспорт — тоже не выход. Всегда остается последняя миля от ближайшей остановки транспорта до места назначения.

Для того чтобы полностью решить транспортную проблему в городах, нужен транспорт, который можно взять с собой в вагон электрички или автобус, унести с улицы в дом или офис, сдать в гардероб вместе с курткой. И современная техника предлагает достаточно разнообразные решения в этой области. Вопрос в том, какие из этих устройств могут претендовать на роль личного транспорта, а какие навсегда останутся спортивными снарядами, приспособлениями для развлечения.

Самое простое из транспортных средств такого рода — складной самокат. Нельзя сказать, что это новомодное изобретение. Дети катаются на самокатах уже как минимум полвека, а то и век. Конечно, современные материалы привели к кое-каким усовершенствованиям, но общий принцип остался неизменным: водитель отталкивается от земли ногой.

На самокате можно ехать по городу примерно вдвое быстрее пешехода — километров 10 в час, правда, физическая нагрузка заметно больше, чем при неспешной ходьбе. Кроме того, у самокатов достаточно большие колеса, до 20 сантиметров: это особенно актуально из-за моды на тротуары, покрытые вместо асфальта плиткой с довольно широкими швами.

Поскольку у простого самоката нет мотора и аккумулятора, он не боится грязи и сырости. Тем не менее проехать по грунтовой дороге на складном самокате вам вряд ли удастся, у его узких шин очень высокое давление на дорогу, поэтому, если вместо асфальта или плитки под колесами внезапно окажется земля, вы рискуете полететь носом через руль. Бывают самокаты с широкими и даже с надувными колесами, так называемые внедорожные, но их почему-то не делают складными, что фактически лишает их смысла как транспорт и превращает в исключительно спортивный инвентарь. Такой самокат уже не сложишь в рюкзак и не сядешь с ним в метро или автобус.

Существуют и электросамокаты самых разных весовых категорий. Но тут сразу возникают две проблемы. Во-первых, электрика боится сырости. Во-вторых, аккумуляторы — тяжелые. С пятнадцатикилограммовым агрегатом под мышкой в переполненный автобус не очень-то залезешь. Впрочем, развитие техники приводит к тому, что аккумуляторы становятся все более легкими и емкими. Сейчас выпускаются электросамокаты весом в 10 килограммов. Для крепкого тренированного спортсмена это уже посильный вес дополнительной ручной клади. Но с другой стороны, зачем крепкому тренированному спортсмену электросамокат? Он и своими ногами толкаться может.

Статья про складные велосипеды в Википедии [2] оценивает максимальный вес складной машинки, пригодный для повседневного использования, в 6 килограммов и время складывания (не считая упаковки в чехол) — в 20 секунд.

Скейтборды и роликовые коньки, на мой взгляд, перспектив в качестве транспорта не имеют. С одной стороны, у них слишком маленькие колесики. По слегка неидеальному асфальту уже не проедешь. С другой — прыжки через бордюры на скейтборде требуют несколько большей спортивной подготовки, чем втаскивание самоката за руль на тот же бордюр. А коньки слишком долго снимать-надевать.

Развитие электроники подарило нам новые виды транспорта — моноколесо и гироскутер. Эти устройства управляются компьютером, который стремится обеспечить устойчивость. Поэтому если ездок наклоняется вперед, машина начинает ехать вперед, отклоняется назад — тормозит, вправо-влево — поворачивает.

Когда я впервые увидел на улице человека на моноколесе на московской улице, то очень удивился: «Что за циркач?» Я не понимал, как на этом можно держать равновесие и ехать. Потом Евгений Золотов опубликовал в журнале «Компьютерра» серию статей [3] об этом виде транспорта. Прочитав их, я пришел к выводу, что моноколесо довольно перспективно. Самое главное, диаметр колеса тут чуть ли не вдвое больше, чем у самоката, а значит, преодолимы более плохие дороги. И складывать ничего не надо, спрыгнул с устройства, подхватил его за специальную ручку и пошел в здание или в вагон.

Но гиростабилизированный транспорт принципиально не работает без электричества, поэтому с точки зрения закона он может быть отнесен к транспортным средствам с механическим двигателем. Золотов в своей серии останавливается на проблемах, которые возникают в связи с этим, например, в Англии. По английским законам транспортное средство с двигателем не может ездить по тротуару. А чтобы оно могло ездить по проезжей части, необходимо пройти сертификацию на безопасность, установить габаритные фонари, а водитель должен получить права соответствующей (еще не изобретенной) категории. В результате гироциклы оказываются вне закона везде в городе. Самокатам (без электродвигателя) и скейтбордам проще, они приравнены к пешеходам.

Перспективы двухколесных гироциклов (с двумя колесами на одной оси), на мой взгляд, гораздо хуже. Большие модели, вроде широко известного SegWay, занимают на дороге много места и не могут рассматриваться как что-то, что можно сложить и унести в руках. Маленькие модели, распространившиеся в последнее время, имеют размеры примерно со скейтборд, но существенно тяжелее из-за аккумулятора, а по проходимости заметно уступают самокату. Так что это, похоже, скорее спортивный снаряд, как и скейтборд.

Не исключено, что в нишу компактного транспорта в ближайшее время снова ворвется велосипед, который мы с самого начала исключили как слишком большой и требующий парковки. Сейчас появляются складные велосипеды, достаточно легкие и компактно складывающиеся, чтобы их можно было таскать с собой, но в то же время сохраняющие типичные параметры велосипедной передачи, которая позволяет даже не слишком тренированному человеку ехать со скоростью 20 километров в час.

Заполнятся ли наши города в ближайшее время самокатами, моноциклами и тому подобными транспортными средствами? Москва в общем-то уже начинает. За те 15 минут, которые я трачу на то, чтобы доехать на самокате на работу, я встречаю минимум еще двух самокатчиков. А в офисе нашей небольшой фирмы рядом с вешалкой для пальто, бывает, и четыре самоката стоят. И я не вижу никаких причин, по которым эта тенденция прекратилась бы. С одной стороны, развитие технологий будет и дальше радовать нас более прочными конструкционными материалами, более легкими аккумуляторами, более умными системами поддержания равновесия. С другой — чем больше мы видим на улицах людей на самокатах и гироциклах, тем проще нам преодолеть психологический барьер перед тем, чтобы самим на что-то такое взгромоздиться.



1. http://www.citylab.com/commute/2015/02/amsterdam-has-officially-run-out-of-spaces-to-park-its-bicycl...

2. https://en.wikipedia.org/wiki/Portable_bicycle

3. http://www.computerra.ru/136933/gyrocycle-p4

Еще по теме

«Будущее уже здесь, оно только распределено не слишком равномерно», — сказал Уильям Гибсон. О ростках будущего, которые можно найти в настоящем, читателям «Химии и жизни» рассказывает Виктор Вагнер, программист-разработчик фирмы «Postgres Professional», автор фантастического романа «Дети пространства». >>
Энергетические распределительные сети размером с целые континенты — без сомнения, наиболее грандиозные сооружения, созданные человечеством. Никакие пирамиды, никакие небоскребы не сравнятся с этими огромными комплексами, объединяющими сотни электростанций, тысячи трансформаторных подстанций, десятки тысяч километров линий электропередач и сотни миллионов розеток. >>
В этом месяце мы отмечаем День космонавтики, 55-ю годовщину полета человека в космос. Обратите внимание, что Днем космонавтики считается не 4 октября, годовщина запуска первого спутника, а 12 апреля — годовщина первого полета человека. Спутники—это не космонавтика, хотя и космическая технология. Космонавтика — только полеты людей. >>

Обилием парков в городе никого не удивишь. Даже в Санкт-Петербурге, расположенном на холодной 60-й параллели, славном своими достоевскими дворами-колодцами, очень много парков. А один из шедевров позднесоветского индустриального градостроительства — Тольятти, город, в котором расположен АвтоВАЗ, фактически представляет собой три города, разделенных самым настоящим сосновым лесом. Но здесь чередование камня и леса идет на уровне целых кварталов. А можно ли совместить живую зелень и современную архитектуру в рамках одной конструкции?

>>

Когда-то  люди собирались на вечеринки за закрытыми дверями, писали друг другу бумажные письма в запечатанных конвертах, хранили фотографии в альбомах, которые стояли на полках книжных шкафов с запертыми на ключ дверцами, записывали свои сокровенные мысли в бумажных дневниках, которые не показывали даже самым близким людям. Сейчас все по-другому. Каждый носит в кармане телефон, оборудованный фото- и видеокамерой, снимки незамедлительно отправляются в какой-нибудь Инстаграм, где они доступны всему миру. Вместо дневников у нас теперь Фейсбук и Живой журнал, где у любой фразы могут быть тысячи читателей.

>>

Поверхность суши давно поделена. Нет ни одного клочка земли, на который не претендовало бы какое-нибудь государство.  Но 70% поверхности Земли покрыто океаном, и здесь достаточно пространства, которое до сих пор имеет статус нейтральных вод. Поэтому регулярно возникают проекты устройства поселений в море с целью избежать пристального внимания государства – как фантастических, так и вполне реальных.

  >>

Писатели-фантасты, описывающие межзвездные «корабли поколений», обычно помещают в них оранжереи, которые снабжают космонавтов не только продуктами питания, но и кислородом, очищая воздух от углекислого газа.

>>
s 20161128 sputnik.jpgПоследние годы мы постоянно пользуемся плодами космических технологий. Мы смотрим спутниковое телевидение, почти в каждой машине, а теперь и в каждом смартфоне есть приемник спутниковой системы навигации, мы всегда можем взглянуть на свой дом из космоса с помощью Google Maps или Яндекс.Карт. Но так ли необходимы для этого спутники?

>>
prev_2016_12-24.jpgНа протяжении многих веков вещи служили людям долго. Хорошие ножи, парадные платья, не говоря уж о мебели, передавались по наследству через несколько поколений. Чем выше было социальное положение человека, тем больше у него было движимого имущества. Индустриальная эпоха все изменила.

>>