Популяризатор науки и ученый никогда не обходит своим вниманием тему образования. Именно получение объективных знаний способствует активному развитию науки, и наука не может развиваться, если ее не подпитывают свежие идеи молодых людей. Айзек Азимов связал свою жизнь с популяризацией науки еще во время преподавания на Медицинском факультете Бостонского университета (1949—1958), и вот как это произошло.
Азимов был прекрасным лектором, его лекции на долгие годы запомнились студентам-медикам, а жажда творческой писательской деятельности вылилась в написание научно-популярных книг. Все началось с того, что Азимов не хотел заниматься исследованиями, которые от него требовало руководство университета. И писателю пришла в голову отличная идея — написать статью для научного журнала, но сделать ее неформальной и веселой, если можно так выразиться; и при этом сохранить строгую научность материала статьи. Так Азимов написал для «Журнала химического образования» статью о том, как можно построить белковую молекулу из сотен различных аминокислот двадцати различных типов (количество способов оказывается астрономическим). И это стало началом его длинного пути в популяризации науки. Только в 1950-е годы Азимов написал восемь книг для издательства «Abelard-Schuman», все они освещали вопросы не только химии, но и генетики, ядерной физики, астрономии. Они предназначались подросткам и быстро стали очень популярными.
Первый искусственный спутник, запущенный на орбиту Советским Союзом в 1957 году, стал для многих людей в США сигналом, что образовательная система Соединенных Штатов пренебрегала наукой. Поэтому, будучи достаточно патриотичным, Азимов чувствовал, что должен писать больше книг о науке, и примерно с этого момента его литературная продукция стала в основном научно-популярной.
Раньше люди учились по книгам, собирая знания по крупицам. Перелом наступил, когда был установлен механизм хранения знаний в человеческом мозгу. Как только это было сделано, появилась возможность создать образовательные ленты на основе этого механизма таким образом, чтобы сразу вкладывать в мозг определенное количество, так сказать, готовых знаний.
Цитаты – из повести Айзека Азимова «Профессия»
Круг научных интересов Айзека Азимова был необычайно широк, и вопросы образования занимали в нем не последнее место. Доктор Азимов считал, что науку двигают вперед одаренные творческие ученые, но как выявить потенциального творца-ученого? Конечно, существуют очевидно одаренные дети, но даже Аррениус или Гаусс не сделали бы великих открытий, если не получили бы должного образования. С другой стороны, Ньютон не проявлял особых дарований до шестнадцати лет. Первые проявления творческого мышления порой можно принять за проявления умственной отсталости или криминальных наклонностей — у Томаса Эдисона подозревали и то и другое.
В педагогической науке не оставляют попытки разработать тесты на креативное мышление, например, тест Пола Торренса и его различные модификации и интерпретации, предпринятые А.М. Матюшкиным, Н.П. Щербо, Е.Е. Туник, Т.А. Барышевой и многими другими. Азимов предложил простое и оригинальное решение — интерес к хорошей научной фантастике. Аргументация, которую приводил Азимов, заключалась в том, что, по меньшей мере, половина ученых, постоянно работающих в академической науке, в тот или иной период жизни увлекались научной фантастикой. Наверное, данный тезис вполне оправдан, потому что большая часть инженеров НАСА, трудившихся в агентстве с 1950 года, активно читали книги лучших американских и английских писателей-фантастов, таких, как Хайнлайн и Кларк.
К этому можно добавить, что к научной фантастике неравнодушны академические ученые не только технических, но и гуманитарных наук. Кроме того, среди читающих научную фантастику сегодня много не только ученых, но и инновационных предпринимателей. Это сооснователь поисковой системы Google Ларри Пейдж, владелец интернет-гиганта Amazon и один из самых богатых людей в мире Джефф Безос, один из разработчиков и основателей социальной сети Facebook Марк Цукерберг, глава SpaceX и Tesla Илон Маск, основатель Microsoft Билл Гейтс и многие другие.
Во время одного из интервью, в 1981 году, рассуждая о развитии и доступности хорошего образования, Азимов сказал, что «мы все еще находимся на том этапе, когда хорошие учителя имеют решающее значение для образования студентов. Хотя я надеюсь, что компьютеризация вскоре позволит студентам действительно эффективно использовать учебные машины — собирать знания из компьютеризированной библиотеки и учиться в свободное время и по-своему, — тем не менее студентам всегда будет нужен кто-то, к кому можно обратиться за советом и за общим взглядом на материал, то есть хорошие учителя. К сожалению, у учителей низкие зарплаты и к ним не слишком велико уважение». Спустя почти сорок лет ситуация с низкими зарплатами в сфере образования, увы, не сильно изменилась. Зато возникли электронные библиотеки, базы данных и энциклопедии, а также появилось дистанционное образование, получившее новый толчок к развитию из-за пандемии коронавируса. Что касается уважения со стороны граждан, то, согласно социологическим данным, и в США, и в РФ школьные учителя находятся на втором месте — после врачей (прим. ред.).
Ленты попросту вредны. Они учат слишком многому и слишком легко. Человек, который получает знания с их помощью, не представляет, как можно учиться по-другому. Он способен заниматься только той профессией, которой его зарядили. А если бы, вместо того чтобы пичкать человека лентами, его заставили с самого начала учиться, так сказать вручную, он привык бы учиться самостоятельно и продолжал бы учиться дальше.
Азимов активно продвигал тезис В.И. Ленина: учиться, учиться и учиться, хотя вряд ли он знал, что В.И. просто цитирует Салтыкова-Щедрина. По собственному признанию писателя, процесс обучения возбуждает его и тянет к себе, как магнитом. Обучение — это «процесс расширения себя, осознание того, что существует дополнительная грань Вселенной, о которой вы знаете, о которой можете думать и которую можете понять. Мне кажется, что, когда придет время умирать, а это время придет ко всем нам, вы не без удовольствия подумаете, что хорошо распорядились своей жизнью, узнали как можно больше, собрали как можно больше Вселенной и наслаждались ею. Я имею в виду, что есть только одна Вселенная и только одна жизнь, чтобы попытаться понять ее. И хотя невероятно, чтобы кто-то мог понять больше, чем крошечную часть, надо, по крайней мере, попытаться. Какая трагедия — просто пройти через жизнь и ничего не получить».
Поэтому желание многих молодых людей как можно быстрее завершить обучение в школе, колледже или институте представлялось Азимову одной из важнейших проблем образования. Словно общество заставляет «молодежь с нетерпением ждать, когда завершится учеба, а потом заставляет их стыдиться того, что они возвращаются на курсы повышения квалификации. Если вам нравится учиться, то нет никаких причин останавливаться в определенном возрасте. Люди не прекращают делать то, что им нравится, только потому, что они достигли определенного возраста. Они не перестают играть в теннис только потому, что им стукнуло сорок. Они не заканчивают с сексом только потому, что им исполнилось пятьдесят. Они делают это так долго, как только могут, если им это нравится. И с обучением будет то же самое. Проблема с обучением в том, что большинство людей не получают от него удовольствия из-за обстоятельств. Дайте им возможность получать удовольствие от обучения, и они будут продолжать в том же духе. Есть известная история об Оливере Уэнделле Холмсе (старшем), который дожил до 85 лет, был известным врачом, а также писателем и поэтом. Однажды он попал в больницу, жить ему оставалось недолго, и президент Рузвельт навестил его. В это время Оливер Уэнделл Холмс изучал греческую грамматику. Рузвельт спросил: «Для чего вы изучаете греческую грамматику, мистер Холмс?». На это Холмс ответил: «Чтобы заточить ум, мистер президент». Кстати, по некоторым данным, именно он послужил прототипом сыщика Шерлока Холмса, знаменитого героя Артура Конан Дойла.
Перед экраном сидели пять-шесть человек.
– Классная комната, — пояснил Омани.
– А что это такое? — спросил Джордж.
– Эти юноши получают образование, – ответил Омани. — Но не обычным способом, — быстро добавил он.
– То есть они получают знания по капле?
– Да. Именно так учились в старину.
– А какая им от этого польза?
– Они чувствуют себя счастливее.
Другим образовательным вопросом, о котором довольно часто упоминал Азимов, стала идея о введении в школьную программу занятий по половому воспитанию. Эта идея почти всегда встречала и сегодня встречает ожесточенное противодействие. Среди тех, кто выступает против сексуального воспитания, помимо «морального» лицемерия присутствует мнение, что изучение секса побудит молодежь экспериментировать с ним и приведет к нежелательной беременности и болезням. Айзеку Азимову это казалось нелепым, он считал, что «ничто на свете не может помешать молодым людям экспериментировать с сексом, если только их не держат в невежестве и неволе». «На мой взгляд, — писал Азимов, — хорошее знание всех аспектов секса, включая правильные методы контрацепции и гигиены, уменьшит нежелательную беременность и болезни». Писатель также считал, что его первый брак обернулся катастрофой, в том числе из-за сексуальных проблем.
Азимов всегда боролся с лженаукой, выступал против уфологии, нетрадиционной медицины и религиозного фанатизма. Себя Азимов считал атеистом, несмотря на то, что он родился и вырос в еврейской семье, члены которой на протяжении нескольких поколений исполняли не только многие религиозные ритуалы, предписываемые иудаизмом, но и были служителями синагоги. В 1984 году Американская ассоциация гуманистов выбрала Азимова «гуманистом года» за его прогрессивную жизненную позицию, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает обязанность вести нравственный образ жизни для самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству.
Доктор Азимов написал почти пятьсот книг, из которых почти двести – научной или научно-популярной направленности. Эти книги написаны для людей почти всех возрастов – от школьников младших классов до взрослых, сформировавшихся личностей, интересующихся той или иной тематикой.