Азимов и образование

А.В. Речкин

Популяризатор науки и ученый никогда не обходит своим вниманием тему образования. Именно получение объективных знаний способствует активному развитию науки, и наука не может развиваться, если ее не подпитывают свежие идеи молодых людей. Айзек Азимов связал свою жизнь с популяризацией науки еще во время преподавания на Медицинском факультете Бостонского университета (1949—1958), и вот как это произошло.

pic_2020_09_61.jpg

Азимов был прекрасным лектором, его лекции на долгие годы запомнились студентам-медикам, а жажда творческой писательской деятельности вылилась в написание научно-популярных книг. Все началось с того, что Азимов не хотел заниматься исследованиями, которые от него требовало руководство университета. И писателю пришла в голову отличная идея — написать статью для научного журнала, но сделать ее неформальной и веселой, если можно так выразиться; и при этом сохранить строгую научность материала статьи. Так Азимов написал для «Журнала химического образования» статью о том, как можно построить белковую молекулу из сотен различных аминокислот двадцати различных типов (количество способов оказывается астрономическим). И это стало началом его длинного пути в популяризации науки. Только в 1950-е годы Азимов написал восемь книг для издательства «Abelard-Schuman», все они освещали вопросы не только химии, но и генетики, ядерной физики, астрономии. Они предназначались подросткам и быстро стали очень популярными.

Первый искусственный спутник, запущенный на орбиту Советским Союзом в 1957 году, стал для многих людей в США сигналом, что образовательная система Соединенных Штатов пренебрегала наукой. Поэтому, будучи достаточно патриотичным, Азимов чувствовал, что должен писать больше книг о науке, и примерно с этого момента его литературная продукция стала в основном научно-популярной.


Раньше люди учились по книгам, собирая знания по крупицам. Перелом наступил, когда был установлен механизм хранения знаний в человеческом мозгу. Как только это было сделано, появилась возможность создать образовательные ленты на основе этого механизма таким образом, чтобы сразу вкладывать в мозг определенное количество, так сказать, готовых знаний.

Цитаты – из повести Айзека Азимова «Профессия»


Круг научных интересов Айзека Азимова был необычайно широк, и вопросы образования занимали в нем не последнее место. Доктор Азимов считал, что науку двигают вперед одаренные творческие ученые, но как выявить потенциального творца-ученого? Конечно, существуют очевидно одаренные дети, но даже Аррениус или Гаусс не сделали бы великих открытий, если не получили бы должного образования. С другой стороны, Ньютон не проявлял особых дарований до шестнадцати лет. Первые проявления творческого мышления порой можно принять за проявления умственной отсталости или криминальных наклонностей — у Томаса Эдисона подозревали и то и другое.

В педагогической науке не оставляют попытки разработать тесты на креативное мышление, например, тест Пола Торренса и его различные модификации и интерпретации, предпринятые А.М. Матюшкиным, Н.П. Щербо, Е.Е. Туник, Т.А. Барышевой и многими другими. Азимов предложил простое и оригинальное решение — интерес к хорошей научной фантастике. Аргументация, которую приводил Азимов, заключалась в том, что, по меньшей мере, половина ученых, постоянно работающих в академической науке, в тот или иной период жизни увлекались научной фантастикой. Наверное, данный тезис вполне оправдан, потому что большая часть инженеров НАСА, трудившихся в агентстве с 1950 года, активно читали книги лучших американских и английских писателей-фантастов, таких, как Хайнлайн и Кларк.

К этому можно добавить, что к научной фантастике неравнодушны академические ученые не только технических, но и гуманитарных наук. Кроме того, среди читающих научную фантастику сегодня много не только ученых, но и инновационных предпринимателей. Это сооснователь поисковой системы Google Ларри Пейдж, владелец интернет-гиганта Amazon и один из самых богатых людей в мире Джефф Безос, один из разработчиков и основателей социальной сети Facebook Марк Цукерберг, глава SpaceX и Tesla Илон Маск, основатель Microsoft Билл Гейтс и многие другие.

Во время одного из интервью, в 1981 году, рассуждая о развитии и доступности хорошего образования, Азимов сказал, что «мы все еще находимся на том этапе, когда хорошие учителя имеют решающее значение для образования студентов. Хотя я надеюсь, что компьютеризация вскоре позволит студентам действительно эффективно использовать учебные машины — собирать знания из компьютеризированной библиотеки и учиться в свободное время и по-своему, — тем не менее студентам всегда будет нужен кто-то, к кому можно обратиться за советом и за общим взглядом на материал, то есть хорошие учителя. К сожалению, у учителей низкие зарплаты и к ним не слишком велико уважение». Спустя почти сорок лет ситуация с низкими зарплатами в сфере образования, увы, не сильно изменилась. Зато возникли электронные библиотеки, базы данных и энциклопедии, а также появилось дистанционное образование, получившее новый толчок к развитию из-за пандемии коронавируса. Что касается уважения со стороны граждан, то, согласно социологическим данным, и в США, и в РФ школьные учителя находятся на втором месте — после врачей (прим. ред.).


Ленты попросту вредны. Они учат слишком многому и слишком легко. Человек, который получает знания с их помощью, не представляет, как можно учиться по-другому. Он способен заниматься только той профессией, которой его зарядили. А если бы, вместо того чтобы пичкать человека лентами, его заставили с самого начала учиться, так сказать вручную, он привык бы учиться самостоятельно и продолжал бы учиться дальше.


Азимов активно продвигал тезис В.И. Ленина: учиться, учиться и учиться, хотя вряд ли он знал, что В.И. просто цитирует Салтыкова-Щедрина. По собственному признанию писателя, процесс обучения возбуждает его и тянет к себе, как магнитом. Обучение — это «процесс расширения себя, осознание того, что существует дополнительная грань Вселенной, о которой вы знаете, о которой можете думать и которую можете понять. Мне кажется, что, когда придет время умирать, а это время придет ко всем нам, вы не без удовольствия подумаете, что хорошо распорядились своей жизнью, узнали как можно больше, собрали как можно больше Вселенной и наслаждались ею. Я имею в виду, что есть только одна Вселенная и только одна жизнь, чтобы попытаться понять ее. И хотя невероятно, чтобы кто-то мог понять больше, чем крошечную часть, надо, по крайней мере, попытаться. Какая трагедия — просто пройти через жизнь и ничего не получить».

Поэтому желание многих молодых людей как можно быстрее завершить обучение в школе, колледже или институте представлялось Азимову одной из важнейших проблем образования. Словно общество заставляет «молодежь с нетерпением ждать, когда завершится учеба, а потом заставляет их стыдиться того, что они возвращаются на курсы повышения квалификации. Если вам нравится учиться, то нет никаких причин останавливаться в определенном возрасте. Люди не прекращают делать то, что им нравится, только потому, что они достигли определенного возраста. Они не перестают играть в теннис только потому, что им стукнуло сорок. Они не заканчивают с сексом только потому, что им исполнилось пятьдесят. Они делают это так долго, как только могут, если им это нравится. И с обучением будет то же самое. Проблема с обучением в том, что большинство людей не получают от него удовольствия из-за обстоятельств. Дайте им возможность получать удовольствие от обучения, и они будут продолжать в том же духе. Есть известная история об Оливере Уэнделле Холмсе (старшем), который дожил до 85 лет, был известным врачом, а также писателем и поэтом. Однажды он попал в больницу, жить ему оставалось недолго, и президент Рузвельт навестил его. В это время Оливер Уэнделл Холмс изучал греческую грамматику. Рузвельт спросил: «Для чего вы изучаете греческую грамматику, мистер Холмс?». На это Холмс ответил: «Чтобы заточить ум, мистер президент». Кстати, по некоторым данным, именно он послужил прототипом сыщика Шерлока Холмса, знаменитого героя Артура Конан Дойла.


Перед экраном сидели пять-шесть человек.
– Классная комната, — пояснил Омани.
– А что это такое? — спросил Джордж.
– Эти юноши получают образование, – ответил Омани. — Но не обычным способом, — быстро добавил он.
– То есть они получают знания по капле?
– Да. Именно так учились в старину.
– А какая им от этого польза?
– Они чувствуют себя счастливее.

Другим образовательным вопросом, о котором довольно часто упоминал Азимов, стала идея о введении в школьную программу занятий по половому воспитанию. Эта идея почти всегда встречала и сегодня встречает ожесточенное противодействие. Среди тех, кто выступает против сексуального воспитания, помимо «морального» лицемерия присутствует мнение, что изучение секса побудит молодежь экспериментировать с ним и приведет к нежелательной беременности и болезням. Айзеку Азимову это казалось нелепым, он считал, что «ничто на свете не может помешать молодым людям экспериментировать с сексом, если только их не держат в невежестве и неволе». «На мой взгляд, — писал Азимов, — хорошее знание всех аспектов секса, включая правильные методы контрацепции и гигиены, уменьшит нежелательную беременность и болезни». Писатель также считал, что его первый брак обернулся катастрофой, в том числе из-за сексуальных проблем.

Азимов всегда боролся с лженаукой, выступал против уфологии, нетрадиционной медицины и религиозного фанатизма. Себя Азимов считал атеистом, несмотря на то, что он родился и вырос в еврейской семье, члены которой на протяжении нескольких поколений исполняли не только многие религиозные ритуалы, предписываемые иудаизмом, но и были служителями синагоги. В 1984 году Американская ассоциация гуманистов выбрала Азимова «гуманистом года» за его прогрессивную жизненную позицию, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает обязанность вести нравственный образ жизни для самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству.

Доктор Азимов написал почти пятьсот книг, из которых почти двести – научной или научно-популярной направленности. Эти книги написаны для людей почти всех возрастов – от школьников младших классов до взрослых, сформировавшихся личностей, интересующихся той или иной тематикой.

Разные разности
Безопасная замена фентанилу
Исследовательская группа из Майнцского университета им. Иоганна Гутенберга, кажется, нашла возможное альтернативное обезболивающее. Им оказался анихиназолин B, который выделили из морского гриба Aspergillus nidulans.
Наука и техника на марше
В машиностроении сейчас наблюдается оживление. И то, о чем пойдет речь в этой заметке, это лишь малая толика новинок в области специального транспорта, который так необходим нам для освоения гигантских территорий нашей страны.
Пишут, что...
…даже низкие концентрации яда крошечного книжного скорпиона размером 1–7 мм (Chelifer cancroides) убивают устойчивый больничный микроб золотистый стафилококк… …скрученные углеродные нанотрубки могут накапливать в три раза больше энергии на еди...
Мамонты с острова Врангеля
Остров Врангеля открыл в 1707 году путешественник Иван Львов. А в конце XX века на острове нашли останки мамонтов. Их анализ показал, что эти мамонты дольше всего задержались на Земле. Но почему же они все-таки исчезли?