Среди лимфоцитов системы врожденного иммунитета есть так называемые «естественные киллеры» (natural killer cells), NK-клетки. Они распознают и уничтожают клетки, зараженные бактериями и вирусами, прежде чем начнут действовать другие бойцы иммунной системы. Оказалось, что эти естественные киллеры еще и мозг защищают от конформационных болезней, связанных с образованием токсичных нерастворимых белковых комплексов. Это болезнь Паркинсона, деменция с тельцами Леви (болезнь диффузных телец Леви), множественная системная атрофия. Во всех случаях нейродегенерацию вызывает белок α-синуклеин, который полимеризуется в комплексы – тельца Леви. Это открытие сделали ученые из Колледжа ветеринарной медицины Университета Джорджии (США, Афины) в сотрудничестве с коллегами из других организаций. Исследование проводили на мышах с болезнью Паркинсона, у которых α-синуклеин полимеризуется в тельца Леви. У мышей с низким содержанием NK-клеток было много полимеризованного α-синуклеина в мозге и наблюдались двигательные расстройства. Исследователи выявили, что NK-клетки человека разрушают скопления α-синуклеина и снижают воспаление в тканях мозга. Кроме того, естественные киллеры выделяют сигнальные белки, усиливающие иммунитет.
Если раньше ученые полагали, что центральная нервная система абсолютно не проницаема для иммунных клеток, то сейчас доказано, что лимфоциты могут проникать в мозг, когда разрушается гематоэнцефалический барьер. Например, это происходит при хроническом воспалении, сопровождающем болезнь Паркинсона. Вот почему NK-клетки были обнаружены в мозге больных мышей. Их количество зависело от тяжести заболевания. Чем сильнее болели животные, тем больше было иммунных клеток в пораженных областях мозга. Это означает, что с помощью естественных киллеров организм пытается защитить мозг.
Благодаря открытию американских ученых появилась надежда, что с помощью клеточной терапии получится остановить или замедлить нейродегенерацию, вызванную неправильным α-синуклеином. Сейчас естественные киллеры пытаются использовать для лечения рака мозга, поскольку они убивают злокачественные клетки, не распознаваемые другими иммунными клетками.
(PNAS, 2020, 117, 3, 1762–1771)