Еще раз о субъективности

В.В. Птушенко

Прежде всего, спасибо за отклик на мою статью «К вопросу об эффективности системы образования» и призыв обсудить критерии качества образования. По многим пунктам я с автором согласен, однако несколько комментариев хотелось бы сделать.

Начну с частности. Автор считает, что не стоит судить о качестве национального образования по результатам международных олимпиад. Но те же аргументы применимы, например, и к распространенному у нас мнению, что о наивысшем качестве образования в СССР свидетельствует (даже американцы это признали!) наш успех в запуске первого спутника Земли и первого человека в космос. Королёвское ОКБ-1, конечно, больше, чем команда «олимпийцев», но все же очень малая часть страны. Так что проблема суждения обо всем образовании по лучшим более широка, и ее следовало бы рассмотреть.

Автор критикует рейтинги, их составителей и пользователей за детсадовское мышление и за вред, наносимый образованию их деятельностью. Но разве рассуждения, кто лучше, а кто хуже (или, как вариант: когда было лучше, и почему стало хуже) без каких-либо рейтингов, на основе одних собственных представлений — разве оно автоматически становится свободным от «детского сада»? И не может принести вреда? Так что, наверное, не в одних рейтингах тут дело.

Удручает «гносеологический пессимизм», звучащий в статье. Автор, по сути дела, говорит, что образование стало хуже, но опять не приводит критериев. Более того, говорит, что их нет и что они не нужны и бесполезны в нашей ситуации. С последним отчасти можно согласиться, но в самом ли деле их нет совсем? Если не пытаться получить универсальную характеристику, а ставить конкретные задачи и для конкретных условий задачи подбирать рейтинги, то из них вполне можно надеяться получить релевантную информацию. Более того, люди, имеющие практический опыт, называют, например, такие критерии, как уровень задач на экзаменах и уровень абитуриентов и студентов. Почему бы их не обсудить?

Требование использовать четкие количественные критерии — не научный ригоризм. Апология субъективизма пользы и допустимости одних лишь ощущений — вещь не безобидная. Свобода в использовании в дискуссии лишь своих ощущений освобождает и от какого-либо труда по проверке собственных утверждений, и от ответственности за них. Смысл прост: «Я — сам критерий истинности своих утверждений». Примеры, к чему приводит в нашей культуре «свобода» от нормальных научных методов и объективных критериев, приведены, например, в статье академика А.А.Зализняка «О профессиональной и любительской лингвистике» («Наука и жизнь», 2009, 1, 2). Это сильно снижает уровень дискуссии ив конечном счете расшатывает уважение к знанию, компрометирует его. К тому самому знанию, за которое мы вроде как боремся, говоря о проблемах образования.

Однако, даже когда мы обращаемся не к собственным ощущениям, а к мнению экспертов, возникают три проблемы. Об одной («скос выборки») сказал автор. Вторая — ошибки в понимании сферы компетентности эксперта. Опыт конкретного преподавания, даже большой и успешный, не означает, что человек хорошо представляет себе проблемы образования в стране в целом и сможет дать разумные советы по его реформированию. Это — разные стихии, разные системы. Третья проблема — разного рода убеждения (от философских или политических до «раньше вода была мокрее»), которые иногда даже хорошему эксперту трудно отделить от сути дела.

И все же завершается статья оптимистически. Присоединяюсь к автору в его чаяниях.

Разные разности
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...