«Химия и Жизнь», Май 2013

В номере:

Пятаков А.П., Звездин А.К.
  Проблемы и методы науки
Сегодня убедить читателя в важности магнитов стало проще: достаточно сказать, что магнит почти наверняка есть у него дома (на дверце холодильника и в микроволновке), в кармане (в сотовом), десятки магнитов — в компьютере и автомобиле. В промышленности и медицине их вообще не счесть, и физика элементарных частиц без них не обходится — они стоят и по всему периметру ускорительного кольца, и в большинстве детекторов элементарных частиц.
  Проблемы и методы науки
Открытию пенициллина, произведшего в свое время революцию в медицине, мы обязаны случайности. У Александра Флеминга заросло плесенью несколько чашек со стафилококками, и он заметил, что вокруг колоний плесневых грибков бактерии не растут. Современная наука на случай не полагается и ищет новые препараты целенаправленно. С 80-х годов прошлого века для этой цели используют комбинаторные библиотеки — множество молекул со сходной структурой.

Для одних это способ вложения денег, для других — коллекционные экземпляры, а третьи считают их элементом престижа. Их ценят за цвет, блеск, долговечность и отличное соотношение «цена/объем». Точную статистику по добыче и стоимости дать сложно, поскольку добыча многих драгоценных камней в удаленных районах развивающихся стран обходится сравнительно недорого. Чтобы получить представление о масштабах, можно привести такие цифры: в 2008 году объем торговли необработанными алмазами составлял 12,7 миллиардов долларов, а в начале 2000-х годов объем торговли цветными камнями достигал 6 миллиардов долларов в год.

Премиксы - это добавки в корма для сельскохозяйственных животных и птицы. Они содержат необходимые витамины, аминокислоты и микроэлементы, и в конечном итоге влияют на качество тех продуктов, которые попадают на наш стол.

Тяжелые металлы для жизни вредны. Радиоактивные — тем более. Однако в конце XX — начале XXI века именно тяжелые металлы обеспечили своего рода революцию в сельском хозяйстве: в КНР площади культур, которые удобряют редкоземельными элементами, стремительно растут и уже исчисляются миллионами гектаров. Каким образом металлы, расположенные в таблице Менделеева далеко за вреднейшими медью и кадмием, помогли повысить урожай самой многонаселенной страны планеты в среднем на 5—15%, а в отдельных случаях и в полтора, и в два раза?

Бутовская М.Л., Веселовская Е.В.
  Проблемы и методы любви
Одна из самых интересных тем этологии человека — роль, которую играет обоняние в нашем восприятии мира и поведении. А уж если речь идет о любви, исследователям обеспечено внимание самой широкой аудитории.
Лободинов Андрей
— Кошки и собаки — так банально! Игуаны и пауки — экзотика прошлого века! Купи себе слоника! Карликовый слон некогда населял Мальту и острова Додеканес в Греции. К сожалению, это забавное существо вымерло, но ученые восстановили ДНК животного и возродили вид специально для того, чтобы ты мог насладиться его компанией. Карликовый слон — прекрасный компаньон! — уверяла Бориса симпатичная девушка с голограммы.  >>
Как доходит до жирафа

Жираф большой. Это самое высокое наземное животное планеты. Шестиметровый рост обеспечивает ему как несомненные преимущества, так и проблемы, одна из которых даже нашла отражение в фольклоре — до жирафа долго доходит. В буквальном смысле. Нервы у него очень длинные.

Садовский А.С., Соколов И.А.
  Что мы пьем
Тизаны - это напитки, которые напоминают чай, но не содержат кофеина. Некоторые из них мы знаем сравнительно недавно, например, африканский ройбос (ройбуш), а некоторые, такие, как иван-чай, давно известны в нашей стране.
Аллергия на пыльцу и не только

Главное боевое отравляющее вещество березовой пыльцы называется Bet v 1 (betula по-латыни «береза»). Этот белок дал название целому семейству аллергенов. Исследование международной группы ученых показало, что пыльца пыльце рознь и опасность ее напрямую зависит от этого компонента. Чем больше мы узнаем о нем, тем скорее поможем аллергикам.

Стронций: факты и фактики

Стронций известен в основном как элемент, отвечающий за радиоактивное загрязнение окружающей среды. Однако, у него немало полезных свойств: он используется при лечении рака, в технике, для производства электромагнитов, уникальных оптических материалов и даже в качестве источника электроэнергии для космических кораблей, метеорологических станций и навигационных буев.

Плитки Йогансона: загадке больше века

Плитки Иогансона (в эпоху борьбы с «низкопоклонством перед Западом» их переименовали в «концевые меры») нужны для проверки точности измерительных инструментов, а еще они иллюстрируют некоторые интересные физические явления.

Другие вещи
Самое древнее стекло — это небольшая бусинка, найденная при раскопках в Египетских Фивах, — датируется XXI веком до н. э. Египтяне, провожая человека в мир иной, старались предвосхитить все его потребности и желания в загробной жизни: чего только не находят в захоронениях фараонов и знати! По ним можно отследить многие технические достижения древних цивилизаций. Находят и украшения — из золота, драгоценных камней и... цветного стекла. В гробнице Тутанхамона, например, стеклянных изделий было много, и среди них — подарок археологам — бесцветное прозрачное стеклышко, по-видимому, одно из первых, сделанных человеком.
Посмотри в лицо мандрила

Люди с голубой кожей часто появлялись в фантастике XX века. Бело-голубоватое лицо марсианки Аэлиты все помнят. Но как же это так? Великие фантасты не соизволили подумать о том, что у млекопитающих, по большому счету, всего два пигмента — черный эумеланин и желто-рыжий феомеланин? Многие позвоночные и не различают синий цвет, иными словами, он не может понадобиться ни для маскировки, ни для привлечения внимания. Так откуда возьмется синяя кожа у высших приматов?

Креветки обитают в холодных и теплых морях всего мира, а некоторые виды, например гигантские креветки, освоили солоноватые и пресные водоемы — низовья рек и эстуарии.  >>
Вель Алиса

— Не принес. — Галя даже не спрашивает, утверждает. — Не зря прячешься, крыса.

Пашке хочется сказать, что «сам ты крыса, раз шакалишь», но он, конечно, так не говорит.

— А может, он хочет, чтобы ему люлей навешали? — спрашивает Галя у дружков. Те подтверждают, что хочет.

Галя наступает носком кеда на валяющийся дневник и с ожидающим видом шаркает ногой.

Прогулки по истории химии

23.05.2018 10:00:00

Исследователи из нескольких институтов Великобритании, США и Франции проанализировали изотопный состав кислорода вулканических гор на дне океана и в тех образцах, что экспедиции НАСА привезли с Луны. Как оказалось, составы очень похожи, словно лунные породы — это и есть земные.

30.04.2018 10:00:00

...NASA откладывает запуск космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST) почти на год, до мая 2020 года...

...в Баксанской нейтринной обсерватории ИЯИ РАН планируется создание нейтринного детектора на основе жидкого сцинтиллятора, который можно будет использовать как часть мировой сети таких детекторов для изучения внутреннего строения Земли...

...аэрозоль электронных сигарет вызывает повреждения ДНК в клетках легких, мочевого пузыря и сердца мышей, а также подавляет репарацию ДНК в легких...

25.04.2018 10:00:00

Один из самых серьезных факторов риска развития возрастной деменции — вариант ε4 гена APOE. Тем не менее у 53% его носителей деменция так и не развивается, значит, дело в негенетических факторах. Группа американских ученых решила проверить, способен ли противодействовать угасанию умственных способностей позитивный настрой.

18.04.2018 10:00:00

Авторы исследования, опубликованного в «Nature Human Behavior», ведовство изучать не собирались, их темой были сотрудничество и взаимопомощь в сельских общинах. Однако в процессе работы выяснилось, что в деревнях на юго-западе Китая, в провинции Сычуань, примерно 13,7% населения живет с прозвищем «чжу» или «чжубо» — злые колдуны.

02.04.2018 10:00:00