«Химия и Жизнь», Июль 2013

В номере:

Шварцбурд П.М.
  Здоровье

В последние годы многие развитые страны столкнулись с эпидемическим ростом сахарного диабета 2-го типа. Этой формой диабета страдают более 300 миллионов человек во всем мире, из них 55 миллионов в Индии, 25 миллионов — в США и 80 миллионов в Китае, причем количество пациентов удваивается каждые 10—15 лет. Диабет второго типа развивается, когда некоторые ткани пациента малочувствительны к действию инсулина, то есть приобретают инсулинорезистентность. Пытаясь бороться с диабетом 2-го типа, врачи и исследователи обращают на инсулинорезистентность особое внимание.

Эксперимент
Семнадцать лет — с 1996 года — наши исследователи не проводили масштабных биологических экспериментов в космосе. Теперь эта печальная страница в истории космонавтики перевернута: 19 мая 2013 года в оренбургской степи успешно приземлился спускаемый аппарат спутника «Бион-М» №1.
Ильин А.М.

Американская общественная организация Mars Society (Марсианское общество) активно готовится к освоению Марса. Один из проектов общества — пустынная исследовательская станция MDRS (Mars Desert Research Station). База расположена в штате Юта, в гористой пустыне, напоминающей безжизненные марсианские ландшафты. Смены на MDRS обычно длятся две недели, а гостями станции становятся исследователи со всего мира. С 2002 года в миссиях на MDRS приняли участие более 100 экипажей. В экипаж MDRS Crew-129 Team Russia вошли командир Николай Дзись-Войнаровский, заместитель командира Александр Хохлов, врач-биолог Марианна Иванова, бортинженер Илья Чех, геолог Петр Романов. Мне посчастливилось попасть в состав российской команды на должность журналиста.

Зак П.П., Донцов А.Е.

Что общего между японским перепелом Coturnix japonica и человеком? В глазах этой небольшой молчаливой птички (ее еще называют «немой перепел») с возрастом происходят примерно те же биохимические изменения, что и у нас..

Никитин М.А.
  Биогенез

Неизвестны более простые варианты современной системы синтеза белка, тоже способные синтезировать белок, хотя бы с меньшей точностью и скоростью. Поэтому сторонники «теории разумного замысла» (современной версии креационизма, утверждающей, что системы «определенной сложности» не могли возникнуть без вмешательства Творца) считают белковый синтез одним из примеров системы, адаптивной только в полном виде, а ее развитие шаг за шагом — невозможным. Но ученые нашли следы постепенного происхождения компонентов этой сложной системы.

Образование

Краткий обзор нынешних проблем университетов мы уже опубликовали в прошлом номере «Химии и жизни». А сегодня предлагаем читателям познакомиться с идеями авторов по поводу того, что же делать, как спастись от лавины, которая, по утверждению авторов, идет и неминуемо разрушит университеты, скроенные по старому образцу. Выдержки из доклада приводим в сокращенном пересказе Л.Стрельниковой.

Наука и общество

— Вы никогда не думали… свалить за бугор? Как-то все беспросветно…

— Да нет, что вы, у нас на лабораторию три гранта, скоро ночевать в институте будем, да и студенты к нам рвутся…

Третий собеседник показывает CV, приаттаченное к письму.

А четвертый – авиабилет…

Кто из них ты?

Восемьдесят миллионов лет на суше, или Проблемы травоядности

Примерно 390 миллионов лет назад на сушу выбрались четвероногие позвоночные (тетраподы). Осмотрелись на новом месте и задумались, чего бы поесть. Но, увы, хотя на суше были и растения, и множество беспозвоночных, тетраподы не могли воспользоваться этим изобилием — мешало строение челюстей, приспособленных исключительно для водного питания. И в таком положении дело оставалось целых 80 миллионов лет, пока не появились травоядные четвероногие.

Хром: факты и фактики

В 1766 году Иоганн Готлоб Леман нашел интересный минерал на Урале и назвал его «сибирским красным свинцом». Свинец в этом минерале действительно был, но, кроме него, как установил в 1797 году французский химик Луи Никола Воклен, были еще кислород и неизвестный элемент. Его-то Воклен и выделил, определив, что это металл. Поскольку соединения нового элемента оказались ярко окрашенными, друзья химика предложили назвать его хромом. Воклен посомневался, но потом согласился. Красный же свинец оказался солью хромовой кислоты: Pb2CrO4.

Ермаков Д.С., Ермаков А.С.

Технологии, мода, обычаи, религиозные представления,музыкальные произведения, язык — все это развивается и эволюционирует. Какие-то идеи отмирают, а какие-то, напротив, становятся популярными. Если живые организмы можно считать «хозяевами» для генов, то человеческое сознание — «хозяин», в котором существуют и эволюционируют мемы.

Лето плавит галлий
Корнилов М.Ю.

На лоджии плюс 34оC, в комнате чуть меньше, но все равно жарко. Кот Кузя спрятался за диван в дальний угол, там ему прохладно. Но дело не в коте: расплавился образец галлия!

При попытке оценить, сколько всего забивается, вкручивается, заклепывается, ум заходит за разум. Но даже и просто разного, что забивают, вкручивают и клепают, многие десятки — уж не сотни ли? — типов.

Кашпур Валерий
— Планетарная таможня Земли, предъявите свой багаж. — Таможенник в новой, с иголочки форме, поморщившись, смерил взглядом размалеванный красными буквами контейнер. На какой помойке нашли это старье?  >>
Джек - санитар сада
Паравян Н.А.
Самец серой жабы - самый лучший санитар садового участка, если на нем расплодились жуки, гусеницы и слизни. Заодно можно и понаблюдать за животным вблизи.
  Другие вещи

Первое свидетельство о мыле в нашем понимании оставил Плиний Старший. Он не без брезгливости описал густую вонючую мазь из животного жира, золы и глины, которой дикие варвары галлы лечили кожные болезни и натирали до блеска волосы. А некоторые чудаки даже пытались чистить ею тело. Галльское мыло не было оценено по достоинству, хотя его энтузиасты, среди которых был и император Византии Констант II, облагораживали его цветочными эссенциями, частично перебивавшими неприятный запах.

prev_2013_07_54.jpg

Щи — это овощной суп, сваренный на мясном бульоне. Капуста — основной овощной компонент щей, но необязательный. Ее можно заменить свежей зеленью и корнеплодами, репой например. Кроме того, в состав щей входят коренья, пряности и непременно — кислая заправка.

Тайц Александра, Карташов Алексей

— Слушай, — спросил я, — как называется такой рубанок, на букву «ш»?

Друг Илюша глянул через плечо озабоченно:

— Как рубанок может быть на букву «ш»? Рубанок и есть рубанок.

Прогулки по истории химии
В XVI веке закончился тысячелетний алхимический период и начался «период объединения», когда в химию влились иатрохимия — приготовление лекарств и «пневматическая химия» — свойства газов. В это время в химии работали и женщины.  >>

05.02.2019 15:30:00

В числе награжденных оказался и наш постоянный автор Аркадий Курамшин, ставший лауреатом в специальной номинации за «Популяризацию химии»

04.02.2019 14:00:00

...в «Physical Review Letters» готовится к публикации статья о материале, обладающем сверхпроводимостью при температуре, близкой к комнатной...

…президенты академий наук КНР и США заявили о необходимости срочно выработать международное соглашение по генному редактированию клеток зародышевой линии человека...

...результаты добровольной алкоголизации крыс, которые оценивали в различных тестах, говорят о том, что решающий фактор склонности к потреблению этанола — низкая адаптивность...

29.01.2019 16:00:00

Восемь лет назад В.И.Глазко рассказал нашему журналу про гипотезу отбора на дурака. Согласно ей, стресс ведет к тому, что среди эмбрионов выживают менее специализированные формы. В таких условиях резко снижаются качество нового поколения и, если речь идет о человеке, его умственные способности. Похоже, что исследователи из Лейденского и Лундского университетов нашли механизм такого отбора.

23.01.2019 10:00:00

Горлица — дикий голубь, довольно близкий родственник обитающих в городах голубей. Считается, что охота и исчезновение сорняков на полях Европы ведут к уменьшению численности этих птиц, и она попала в список уязвимых видов. Есть и еще одна причина: вытеснение кольчатой горлицей.

09.01.2019 10:00:00