Вред сотового телефона: ждите ответа...

С. Анофелес

Дискуссия о вреде сотовых телефонов тянется не один год. Те, кто считают их безвредными, апеллируют к физике: энергия сигнала, который может поглотить человеческий организм с мобильной трубкой возле уха, столь ничтожна по сравнению с энергией теплового движения молекул, что ею можно пренебречь. К тому же излучение не зря называется неионизирующим: оно в принципе не способно разрывать связи между атомами. Их противники указывают на то, что электромагнитное загрязнение окружающей среды и, стало быть, поглощенная доза от множества источников (а в их число помимо сотовых телефонов попадают и радиотелефоны, и беспроводные сети, и базовые станции сот, и микроволновые печи) может оказаться не такой уж и малой. А, кроме того, не исключена возможность резонанса с какой-нибудь биологически важной молекулой, да и про эффекты малых доз не стоит забывать.

Несколько лет назад мы рассказывали о мнении наших исследователей, занятых проблемой безопасности неионизирующих излучений (см. «Химию и жизнь» 2007 №4). Они отмечали, что вопрос неясен и требует тщательных долговременных опытов и наблюдений, а связистам хорошо бы предпринять усилия, чтобы снизить уровни излучения их приборов. Время идет, а меняется ли ситуация? Вот свежий документ, опубликованный европейским агентством научных новостей «АльфаГалилео». Он подготовлен 12 мая 2011 года Швейцарским национальным фондом поддержки научных исследований. Поскольку швейцарцы хорошо заботятся о здоровье своих граждан, а в производстве телефонов не замечены, полученные данные вполне можно считать независимым от бизнеса источником информации.

С 2007 года в Швейцарии действует программа NRP57, посвященная исследованию действия электромагнитных полей и неионизирующих излучений на здоровье человека. Общий результат четырехлетних усилий участников программы можно кратко сформулировать так: не установлено никаких связей между ежедневным воздействием этих излучений и ухудшением здоровья.

Участникам программы удалось доказать, что неионизирующие электромагнитные поля могут обладать биологическим действием. Так, работа на культурах клеток показала: излучение слегка увеличивает частоту разрывов нитей ДНК, однако поврежденность ДНК не становится больше (очевидно, за счет эффективной «починки» — репарации).

Было отмечено и влияние на отдельные органы. Так, группа Петера Акермана из Института фармакологии и токсикологии при Цюрихском университете обнаружила, что если человек перед сном полчаса говорил по сотовому телефону, то у него во время сна изменяется картина активности головного мозга по сравнению с контролем. Однако эти изменения никак не сказывались ни на качестве сна, ни на структуре и продолжительности разных фаз сна.

Сотрудники Швейцарского института тропиков и здравоохранения из Базеля во главе с Мартином Росли измеряли ежедневные дозы облучения у тысячи жителей этого города, и просили их заполнять опросники о состоянии здоровья и качестве жизни. Оказалось, что средний уровень излучения у участников эксперимента составляет 0,21 В/м, что гораздо ниже значения, считающегося в Швейцарии безопасным. Никакой связи между использованием сотового или радиотелефона и состоянием здоровья замечено не было, даже у тех людей, которые считали себя очень чувствительными к электромагнитному излучению.

Единственный примечательный эффект удалось обнаружить исследователям из Федерального технологического института в Цюрихе во главе с Нилом Кюстером. Они рассчитали, какую дозу получает плод на третьем, седьмом и девятом месяцах беременности, если будущая мать ходит на работу. Оказывается, когда вокруг нее много излучающих приборов, уровень излучения может оказаться для плода небезопасным. Ученые рекомендовали правительству подработать требования к техническому оборудованию на рабочем месте, прежде всего к микроволновкам.

Можно ли сказать, что проблема безопасности мобильных телефонов решена? Нет, считают участники программы. Излучателей вокруг нас становится все больше, и поэтому необходимо продолжать наблюдения.

Примерно тогда же, когда вышел доклад швейцарцев, отечественные СМИ сообщили народу, что Всемирная организация здравоохранения признала сотовые телефоны столь же канцерогенными, как ДДТ и выхлопы автомобилей. Вот цитата с сайта gazeta.ru от 31 мая 2011 года: «Международная комиссия в составе экспертов из разных стран, проанализировав несколько десятков исследований, пришла к выводу, что использование мобильных телефонов людьми, вероятно, ведет к образованию рака головного мозга. Об этом сообщает Associated Press». А вот «Компьюлента», 4 июля 2011 года: «Международная комиссия по защите от неионизирующего излучения идет наперекор ВОЗ, утверждая, что сотовые телефоны не увеличивают риска возникновения опухолей мозга у взрослых».

Откуда берутся такие сообщения — непонятно. Вот цитата с сайта ВОЗ: «Самое значительное на сегодняшний день ретроспективное исследование методом «случай-контроль» среди взрослых людей под названием Интерфон, координируемое Международным агентством по изучению рака (МАИР), было предназначено для выявления связей между пользованием мобильными телефонами и раком в области головы и шеи у взрослых людей. Международный общий анализ данных, собранных в 13 участвующих в исследовании странах, не показал какого-либо повышенного риска развития глиомы и менингиомы, связанного с пользованием мобильными телефонами на протяжении более чем 10 лет. Есть некоторые признаки повышенного риска развития глиомы у людей, сообщающих о самом высоком показателе пользования мобильными телефонами, составляющем 10% кумулятивных часов, однако последовательной тенденции повышения риска по мере увеличения продолжительности пользования не выявлено. Исследователи пришли к выводу, что погрешности и ошибки ограничивают надежность этих заключений и не позволяют сделать причинную интерпретацию. Основываясь в значительной мере на этих данных, МАИР классифицировала радиочастотные поля как возможный канцероген для людей».

А вот цитата из статьи, опубликованной 1 июля 2011 года в журнале «Environment Health Perspectives» члена Международного комитета по защите от неионизирующих излучений, в которой проанализированы данные, лежащие в основе выводов МАИР: «Хотя остаются некоторые сомнения, накопленные и поступающие экспериментальные данные все более убедительно свидетельствуют против гипотезы, утверждающей, что мобильные телефоны могут вызывать опухоль мозга у взрослых». В качестве примера приведена статистика заболеваний глиомой у шведов: число заболевших в течение десятилетий колеблется вокруг одного и того же уровня, хотя потребление сотовых телефонов быстро растет.

Итак, «исследования продолжаются» СМИ превратили в «мобильники вызывают рак». Виноват, очевидно, «испорченный телефон».