«Химия и Жизнь», Январь 2011

В номере:

Без химии нет цивилизации
Леенсон И.А.
  Проблемы и методы науки
2011 год объявлен годом химии и сложно себе представить, каким был бы наш мир без нее.Тем не менее химию все реже благодарят за комфорт и новые возможности, которые она принесла человечеству, за сэкономленное время, за спасенные жизни. Наоборот — химии не доверяют, ее боятся. Мы предлагаем хронологию ключевых открытий в четырех областях — энергия и транспорт, связь и информация, здоровье и медицина, пища и сельское хозяйство, которые были бы невозможны без нашей любимой науки.
Генетический паспорт и медицина будущего
Баранов В.С.
  Проблемы и методы науки
Сегодня в мире проводится большое количество масштабных исследований, которые выявляют связь между заболеваниями и определенными вариантами генов. Это очень важно для того, чтобы можно было спрогнозировать, чем будет болеть человек, и на основании этого подготовить программу индивидуального лечения и профилактики. За рубежом подобные услуги уже оказываются несколькими частными компаниями, но на данный момент они далеки от совершенства. О перспективе генетической паспортизации в России и в мире рассказывает член-корреспондент РАМН В.С.Баранов.
Нанозолотая лихорадка
Дыкман Л.А., Щеголев С.Ю.
  Проблемы и методы науки
Золото - это не только драгоценный и самый химически инертный металл. Сегодня препараты, в которых содержится золото, применяют в иммунодиагностике, диагностике рака, туберкулеза и других болезней, лечении опухолей и артритов. В XXI веке ученые продолжают открывать все новые свойства этого, казалось бы, хорошо изученного металла.
Золотая химия
  Проблемы и методы науки
Золото никогда не считали перспективным катализатором химических реакций. Неожиданно оказалось, что если размеры его частиц становятся меньше 5 нм, то свойства золота кардинально меняются...
Антивещество
Недавно группе ученых удалось получить холодные атомы антиводорода и сохранить их в течение 130 миллисекунд. До сих пор атомы антиводорода жили гораздо меньше. Когда ученым удастся наладить процесс и накопить большое количество антиводорода, то они смогут экспериментально изучить некоторые фундаментальные свойства нашей вселенной.
Обиженные атомы
Андронов Ю.И., Луценко Г.Ю.
Как известно, в нашем журнале действует мораторий на публикации, связанные с модернизацией и творческим развитием таблицы Менделеева. Тем не менее, в год химии мы решили сделать небольшое исключение. Мы хотим рассказать о новых интересных фактах,о том какие новые гипотезы и концепции появляются сейчас в науке и какое место исследователи пытаются им найти в периодическом законе.
Разговор с Энрико Ферми
Дайсон Фримен
В 2011 году исполняется 110 лет со дня рождения Энрико Ферми - одного из основоположников квантовой физики. Мы представляем читателям рассказ его младшего современника Фримена Дайсона, англо-американского физика-теоретика, который активно участвовал в изучении квантовой электродинамики, астрофизики, квантовой теории поля и физики твердого тела.

Перевод Л.Каховского
До недавнего времени было принято считать, что гормоны синтезируют эндокринные железы или специализированные эндокринные клетки, разбросанные по всему организму и объединенные в эндокринную систему. В последние годы ученые выяснили, что гормоны вырабатывают другие клетки, у которых множество других задач. Их список растет год от года.  >>
Чихать на бактерии
Акасов Р.
Каждый человек с детства усвоил простое правило: мой руки перед едой. Все мы знаем, что деньги, поручни в метро или ручка двери магазина, таят себе опасность – микробы. К счастью, наш иммунитет чаще всего помогает нам их побороть, если они попадают в организм.
Леенсон И.А.
  Год химии
Горение — первая химическая реакция, с которой познакомился первобытный человек и научился примитивно ей управлять, подбрасывая в нужное время сучья в костер...  >>
Императивы науки
Николаев А.В.
Развитие научных идей должно подчиняться требованиям некоторых научных императивов — непреложных истин, принципов, взглядов. Научные императивы медленно меняются со временем и должны бы подчиняться требованию коммунизма в широком смысле этого слова: истинность утверждения не должна зависеть от того, кем оно высказано, от национальной, религиозной или какой-то другой клановой принадлежности автора. Но это только «в принципе», на самом деле все обстоит не совсем так. Иногда даже — совсем не так. Поэтому смена императивов происходит в результате серьезной борьбы и носит революционный характер. Похоже, что сейчас мы вступили в такой этап развития научного знания.
Сверка с реальностью
Смит Дж.
Клинический психолог, профессор психологии Университета Рузвельта в Чикаго Джонатан Смит в книге «Псевдонаука и паранормальные явления. Критический анализ» рассказывает о том, как не попасть в ловушку псевдонаучности. В 1984 году он основал при Университете Рузвельта Институт стресса, причем в первую очередь для борьбы с псевдонаукой в этой области. Он даже создал специальную программу обучения критическому мышлению и здравой оценке необычайных заявлений о паранормальном.
Мартова Марина
Сейчас он шел по уже готовым лабиринтам, внимательно выискивая ямки в стенах, на полу или на потолке. В них прятались кристаллы кварца, малахит или даже алмазы — в зависимости от того, насколько неприметной и малодоступной была ямка. Изображенная снизу сумка старателя уже разбухла от находок, и Павел решил, что пора бы и позавтракать. Игра затягивает, и не замечаешь, как начинаешь делать ошибки на голодный желудок. Но сначала он аккуратно конвертировал все находки и полученные баллы в геймденьги, немного подумал и перевел большую часть суммы в вебденьги, скинув их себе на карточку. Аптечку, полученную как вознаграждение за прокладку особо сложного лабиринта, Павел, чуть поколебавшись, все-таки оставил при себе. Интересно, чем он на самом деле занимается вот уже три месяца?  >>
Московские покатушки
Лясота Е.
  Наша книжная полка
Еще не так давно ассортимент краеведческой литературы в московских магазинах сильно уступал петербургскому. А сегодня — десятки книг разных издательств на любой вкус. Издательство «Эксмо» может похвастаться не только поверхностным сочинением Екатерины Кравцовой (см. «Химию и жизнь», 2010, № 12), но и другими изданиями, среди которых заслуживает внимания путеводитель Николая Одинцева «Москва: необычные прогулки, которые перевернут ваше представление о столице».
Родина ванили душистой (Vanilla fragrans), она же ваниль плосколистная (V. planifolia) — Центральная и Южная Америка. Оказывается, стручок ванили не имеет запаха. Чтобы получить ароматную пряность, нужно собрать незрелые плоды, погрузить их на 20 секунд в горячую воду, а затем неделю парить в шерстяных одеялах при температуре 60°С. Ваниль прекрасна, но очень дорога, поэтому она стала первой пряностью, которой люди нашли искусственный заменитель.  >>
Нейтак Анатолий
- Как там ваши драконы?
- Драконы - хорошо. С фиксацией хуже. Иногда меня подмывает написать статью о природных явлениях, принципиально наблюдаемых только при условии частичной либо полной неисправности приборов наблюдения.
- Я так и не поняла: вы на самом деле ловили своих драконов?
- Да. Неоднократно. Но ссылаться на меня не надо, потому что подтверждений нет.  >>
  Материалы нашего мира
Оказывается, изобретение бумаги было госзаказом. Император Хо Ди поручил придворному оружейнику и просто мастеру на все руки Цай Луню разработать компактный и дешевый материал для письма: научных трудов, хроник и художественной литературы к I веку н.э. накопилось слишком много, а бамбуковые дощечки с записями уже некуда было девать. Прототип уже существовал - упаковочный материал для шелка, который был побочным продуктом его же производства, но он и стоил как шелк. После многих экспериментов Цай Лунь заказ выполнил, за что в 105 г. удостоился награды. Интересно, что бумага - первое изделие (или одно из первых), для производства которого с самого момента изобретения использовали вторсырье - старые тряпки, обрывки веревок и т.д.  >>

06.11.2018 15:40:00

…«Science» опубликовал шесть статей, посвященных финальному этапу исследования Сатурна автоматической межпланетной станцией Кассини…

…в Японии, возможно, будет разрешено редактирование генов человеческих эмбрионов в исследовательских целях...

…британские ученые с помощью CRISPR-Cas9 ввели в геном малярийного комара Anopheles gambiae мутацию, которая делает самок бесплодными при сохранении плодовитости самцов; такая мутация может полностью уничтожить вид…

31.10.2018 18:00:00

Государство придумало способ борьбы за чистоту природы – экологические штрафы. Например, в США за период 2000—2015 годы средний размер штрафа составил 204 млн долларов. Как же компания может снизить такую нагрузку? Для этого нужно увеличить число женщин в составе руководящего органа.

29.10.2018 17:00:00

Современный потребительский рынок перекошен действиями маркетологов, и они придумали очень интересные методы для обхода законов. С помощью методов, которым их научили в современных школах бизнеса, они создают ложные рыночные ценности.