«Химия и Жизнь», Август 2010

В номере:

Покушение на абсолютные истины
Левицкий М.М., Перекалин Д.С.
  Проблемы и методы науки
Химия – интересная наука. Несмотря на то, что накоплено множество данных, в ней все еще случаются неожиданности. Авторы рассказывают о тех экспериментах, когда удалось осуществить то, что казалось невозможным.
Наноконтакт к нанотрубе
Воробьева А.И.
  Проблемы и методы науки
Углеродные нанотрубки вызывают огромный интерес ученых всего мира. Этот интерес связан в первую очередь с тем, что нанотрубки обладают большим числом очень важных и уникальных свойств, которые могут быть очень полезны для человека. Но для того, чтобы все эти свойства «вылились» во что-то значимое с практической точки зрения, ученым необходимо придумать как их соединять.
Интеллект: среда или гены
Фридман В.С., Фридман М.В.
  Мифы нашего времени
Существует множество противоречивых мнений об умственных способностей чернокожих, белых и азиатов. Действительно ли существует «разрыв по интеллекту» между расами? И если да, то чем он обусловлен? В этом случае перед нами с неизбежностью встает вечный вопрос о вкладе генетики и среды. Для того, чтобы на него ответить, необходимо найти какой-то измерительный инструмент. Как можно измерить интеллект? Тест на IQ?
Сирил Хиншельвуд: кинетика химии и жизни
Кулыкова Н.В., Садовский А.С.
  Химики - нобелевские лауреаты
Нобелевскую премию по химии 1956 года за изучение механизма химических реакций шведские академики разделили пополам между Николаем Николаевичем Семеновым и Сирилом Норманном Хиншельвудом. Поэтому в рассказе о Хиншельвуде речь пойдет и о его советских коллегах.
Кондиционеры: прохлада не заменит свежесть
Ветрова И.
Лето 2010 года стало рекордно жарким по показателям многих десятилетий метеорологических наблюдений. Чтобы спастись от жары, люди все чаще стали прибегать к помощи кондиционеров. Это изобретение, которым сейчас оборудована практически каждая машина или офис, безусловно, помогает человеку пережить жаркое время, но всем стоит помнить о том, что кондиционер гоняет один и тот же воздух в помещении, поэтому свежести ждать не приходится.
После того как липы зацвели в начале июня, москвичи думали, что июль их ничем не удивит: ни тропической жарой, ни краснеющей рябиной. Но листопад — это уже перебор. Сначала отдельные сухие листочки, потом все гуще полетели по тротуару, зашуршали на газонах, и любимый наш тополь у редакционного подъезда заметно облысел... А, так это же тополевая моль!  >>
Про медицинские грибы
Когда наступает пора тихой охоты, грибников часто спрашивают: а эти ваши грибы для здоровья полезные или просто вкусные? С ходу на этот вопрос не ответишь. Пришлось долго изучать литературу, чтобы в конце концов сделать вывод: да, польза от грибов есть, и большая, но, чтобы извлечь ее, надо постараться.
Квинтэссенция вешенки
Биологически активные добавки – это вещества, обладающие общеукрепляющим действием. С его помощью человек может попытаться поправить свое здоровье. Но в отличие от лекарства, никто не гарантирует лечебного эффекта. В случае БАД гарантирована только его безвредность и наличие заявленных компонентов. О том, как создаются биологически активные добавки, рассказано на примере препарата «Оводорин» (штамм вешенки устричной).
Углеродные звезды
Корнилов М.Ю.
В этой статье рассказано о «наносозвездиях» из углеродных звезд. Они красивы, но очень нестабильны. Возможно, их можно будет стабилизировать с помощью атомов металла, помещенных в середину макроцикла.
Лучшие кофейные зерна
«Отборные зерна лучших сортов арабики!» - как часто приходится слышать подобные слова в рекламных роликах. Не верьте. Кофе – растение вовсе не арабское, и зерен у него нет.
Какао – пища богов
Яшин Я.И.
Какао. Карл Линней в своей классификации растений назвал это дерево Theobroma cacao – в переводе с греческого означает «пища богов». Многие десятилетия какао употребляли в качестве лечебного напитка от множества различных заболеваний. Почему же этот напиток так полезен? Химия дает точный ответ на этот вопрос.
Внутренняя рыба
Шубин Нил
  Проблемы и методы науки
«Внутренняя рыба» – так называется очередной бестселлер, выпущенный издательством «Астрель» при поддержке фонда Дмитрия Зимина «Династия» в серии «Элементы». Нил Шубин – профессор анатомии, известный палеонтолог и один из первооткрывателей тиктаалика – промежуточного звена между рыбами и наземными животными – увлекательно рассказывает о том, как на протяжении 3,5 миллиардов лет формировалось и совершенствовалось тело человека.
Химия в «расписании на завтра»
Стрельникова Е.
Учительница химии одной из лучших московских школ рассказывает чем отличается нынешний курс химии, от того курса, который преподавали, скажем, в советское время. Хорошо, по крайней мере, что химия как область знания из школьного расписания не выбрасывается.
Икра
Икра, которую мы едим, представляет собой неоплодотворенные яйцеклетки, извлеченные из тела рыбы. Обычно оплодотворение происходит в воде, поэтому для пищевых целей икру, которая уже оказалась в воде, не вылавливают. Цвет икре придают мельчайшие пигментированные шарики в цитоплазме клеток. Но оказывается, что, независимо от цвета, содержание в икре полезных веществ примерно одинаково.
Переход
Тесленко Оксана
Щенки... Выходит, это не просто маленькие собачки, а большая политика. И сейчас от воли Геннадия Андреевича зависит, смогут ли они пережить эти сутки и дождаться своей матери живыми и здоровыми. А потом указать Великому Риму, кто из приближенных императора нынче в фаворе. И сейчас здоровье щенков стало личной ответственностью профессора перед историей.
  Материалы нашего мира