«Химия и Жизнь», Июль 2007

В номере:

Энергия 2.0
Стрельникова Л.
  Технологии
Запасы природного топлива с каждым днем стремительно уменьшаются. Доживем ли мы до того момента, когда исчезнут тепло- и электросети?
Когда к нам придет ГЛОНАСС
Зайцев Ю.И.
  Технологии
Сможет ли отечественная навигационная система потягаться с американской GPS? Сможет ли рядовой гражданин воспользоваться навигационной системой ГЛОНАСС, или она останется исключительно в руках военных? И наконец, сколько же нужно спутников запустить в космос, чтобы она работала?
Балановская Е.В., Балановский О.П.
Самая частая русская фамилия — Смирнов. Для нее четко выделяются три широтные зоны: северная, среднерусская и южная. Основная масса Смирновых обосновалась в средней полосе. На Русском Севере Смирновы встречаются хотя и повсюду, но редко. На юге Смирновых нет.
Как обезопасить стволовые клетки
Сейчас модно говорить о пересадке стволовых клеток. Считается, что это чуть ли не панацея от всех болезней. Но на пути медицины встает непредсказуемый природный фактор: мутация.
Обонятельный эпителий: окно в мозг
Пересадка стволовых клеток для лечения травм нервной системы - заманчивая перспектива. Однако есть несколько проблем. Например, где их взять? У нерожденного младенца - неэтично, да и небезопасно. Оказывается, решение у нас прямо под носом. Точнее, в носу.
Как чувствуют стресс цианобактерии
Лось Д.А.
Трудно изучать реакцию на стресс у растений, поскольку их организация сложна. На помощь приходят цианобактерии, или сине-зеленые водоросли, как их называют по старинке.
Сады и гербарии туманного Альбиона
Савинов И.А.
Англия издревле славилась своими великолепными садами. Однако для настоящего ученого это еще и самая настоящая лаборатория для генетических исследований.
Дневник ботаника
Мазуренко М.Т.
Гербарий - это не просто засушенные растения. Ведь тогда гербарием можно назвать и стог сена. Гербарий - это портретная галерея, где каждый экспонат подобран с любовью и оформлен так, чтобы растение можно было определить и через сотни лет.
Вольные сыны саратовского эфира (1966-1976 годы)
Кожевников М.Ю.
Сейчас, во времена Интернета, уже сложно представить, какую огромную роль в жизни советских людей играло радио. Причем не столько официальное, сколько "хулиганское", любительское .
На острие "черного карандаша"
Галигузов А.
Углеродные электроды сейчас используются очень широко в промышленности. А ведь начиналось все с простуды одной дамы и бульона из лягушек, приготовленного доктором Гальвани...
Море соли и соль моря
Фащук Д.Я.
  Цикл воды
Океан, как известно, колыбель жизни. Но если вам вздумается, например, утолять жажду его соленой водой, вас ждет неминуемая гибель от обезвоживания.
Новости со дна озера Лох-Несс
Никакого чудовища в озере Лох-Несс до сих пор не обнаружено. Зато ученым удалось обнаружить в его водах нечто не менее удивительное. Это... жаба!
Лазер сохранил память о динозавре
Мы привыкли, что следы динозавров - это долгие раскопки, работа специальными инструментами, короче - удел палеонтологов. Теперь же, благодаря современным технологиям, каждый любитель может полюбоваться следами "ужасных ящеров", не отходя от компьютера.
Рожденный плавать - летать умеет
Сербин В.В.
  Вода и ее обитатели
Кто из нас, читая в детстве про приключения в тропиках, не мечтал половить летающих рыб? Но оказывается, туземцы их не ловят. Они на них - охотятся!
Аномальная группа
Апраксина Татьяна
Смородина
  Непростые ответы на простые вопросы
Смородину мы знаем с детства. Мы знаем, что она бывает черной, красной и белой. На самом же деле видов смородины только в России насчитывается более сорока.
Космос — это пожар
Данилов П.
  Кстати о космосе
Пожар - коварная и неумолимая сила. Он пожирает все на своем пути. Выследить и остановить его поможет взгляд из космоса.

20.02.2019 14:00:00

Многие крупные звери становятся мельче при одомашнивании — посмотрите на волка и собак, на реконструкцию первобытного быка тура и современных молочных коровок. А вот коты в обществе человека выросли. По крайней мере, в Дании.

05.02.2019 15:30:00

В числе награжденных оказался и наш постоянный автор Аркадий Курамшин, ставший лауреатом в специальной номинации за «Популяризацию химии»

04.02.2019 14:00:00

...в «Physical Review Letters» готовится к публикации статья о материале, обладающем сверхпроводимостью при температуре, близкой к комнатной...

…президенты академий наук КНР и США заявили о необходимости срочно выработать международное соглашение по генному редактированию клеток зародышевой линии человека...

...результаты добровольной алкоголизации крыс, которые оценивали в различных тестах, говорят о том, что решающий фактор склонности к потреблению этанола — низкая адаптивность...

29.01.2019 16:00:00

Восемь лет назад В.И.Глазко рассказал нашему журналу про гипотезу отбора на дурака. Согласно ей, стресс ведет к тому, что среди эмбрионов выживают менее специализированные формы. В таких условиях резко снижаются качество нового поколения и, если речь идет о человеке, его умственные способности. Похоже, что исследователи из Лейденского и Лундского университетов нашли механизм такого отбора.

23.01.2019 10:00:00

Горлица — дикий голубь, довольно близкий родственник обитающих в городах голубей. Считается, что охота и исчезновение сорняков на полях Европы ведут к уменьшению численности этих птиц, и она попала в список уязвимых видов. Есть и еще одна причина: вытеснение кольчатой горлицей.