«Химия и Жизнь», Февраль 2007

В номере:

Кувырок магнитного поля
Савин М.Г.
  Размышления
Напряженность магнитного поля Земли падает. Какие катастрофы и изменения климата сулит нам грядущая инверсия?
Магнитное поле – это мы?
Савин М.Г.
  Размышления
Магия магнитного поля, его притяжение и колдовская сила остаются в числе давних загадок природы, сродни загадке души. Так и подмывает сказать, что в эманациях магнитного поля проявляется духовная сущность человека...
Возникновение жизни на Земле: не случайность, но чудо?
Мартыненко А.С.
Трудно представить одномоментное появление среди мертвой материи клеточных структур с содержащимися в них нуклеиновыми кислотами. Однако они возникли, это мы знаем точно. Событие со столь малой вероятностью в обиходе называют чудом.
Самое-самое в химии 2006 года
Раз в год журнал Американского химического общества «Chemical & Engineering News» выбирает, какие самые интересные исследования, с точки зрения его экспертов, были опубликованы за истекшие 12 месяцев. Мы не могли не поделиться этой информацией с нашими читателями.
Волокна и пленки из микробных полимеров
Перепелкин К.Е.
Радикальное решение проблемы сырья для получения полимеров — постепенный переход от нефти и газа к возобновляемому растительному сырью и биотехнологическим методам.
Бережная работа с мусором
Максименко О.О.
Сделать литр бензина из килограмма полиэтиленового мусора – уже не фантастика. Дело за малым – внедрить новую технологию.
Горячая сверхпроводимость углерода?
Лебедев С.Г.
Поиски горячего сверхпроводника, то есть вещества, способного при комнатной температуре пропускать сквозь себя электрический ток без сопротивления, можно по эмоциональному накалу сравнить с поисками Святого Грааля или философского камня.
Нанотрубки для аналитиков
Максименко О.О.
С помощью нового ДНК-сенсора теперь можно будет очень быстро определять, содержатся ли в исследуемом растворе молекулы с какими-то специфическими последовательностями нуклеотидов.
ДНК-наноробот
Ученые из Корнелльского университета (США) во главе с профессором Дан Луо сумели приготовить дешевый гидрогель, в который можно будет вводить белки, и даже живые клетки, а потом может быть и выращивать органы.
Москва генетическая
В середине 90-х в Москве уровень межэтнических браков был выше у русских, украинцев, белорусов. Всего за пять лет многое изменилось. То, что происходит сейчас с населением нашей страны, у специалистов называется «депопуляция»: численность россиян сокращается.
Почему мы толстеем, или Что такое метаболический синдром
Минвалеев Р.С.
Избыточный вес — очень распространенная проблема нашего времени. А ведь решение очень простое: достаточно всего лишь делать трех-четырех часовые перерывы между едой, то есть соблюдать трехразовый режим питания.
Что ели на Руси
Костомаров Н.И.
Отрывок из книги известного историка Н.И.Костомарова «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа» напоминает, что даже в постные дни жители России не сидели на одном углеводном рационе, а значит, метаболический синдром им, как правило, не грозил.
Человек, создавший цветное завтра
Кричевский Г.Е.
В 2006 году исполнилось 150 лет синтезу мовеина, проведенному студентом Лондонского королевского колледжа Уильямом Генри Перкином. До мовеина в крашении и печати использовали природные красители растительного и животного происхождения. Восемнадцатилетний Уильям не имел никакого опыта химического производства. То, что он собирался создать, до него не существовало…
Ледяные узоры высокого давления
  Цикл воды
Сейчас известно целых четырнадцать разновидностей кристаллических водных льдов. Однако не следует думать, что все разнообразие льдов или хотя бы часть можно получить в нормальных, привычных нам условиях.
Полоний: что нового?
Эксперименты с полонием требуют соблюдения строжайших мер безопасности. Полоний при попадании в организм можно считать одним из самых ядовитых веществ. Какие же его свойства вызывают столь значительный интерес исследователей?
Сейсмодесант в Калифорнию
Глушнев С.В.
Землетрясения можно заблаговременно предсказывать. Эта задача разрешима, если создать разветвленную сеть контрольных сейсмических станций в странах, где есть опасные очаги напряженного состояния в глубинных зонах горных массивов.
Соленая трава
Киселева А.В.
Для большинства растений поваренная соль ядовита. Тем не менее существует некоторое количество растений, приспособившихся к жизни на засоленных почвах, и называют их галофитами.
Ужас
Нестеренко Юрий
Космос — это разведка
Данилов П.
  Кстати о космосе
Космос — это разведка, и, прежде всего, разведка военная. В самом деле, что может быть удобнее, нежели повесить спутник над какой-нибудь точкой территории вероятного противника и наблюдать эту конкретную точку с прилегающей к ней местностью хоть днем, хоть ночью.