«Химия и Жизнь», Октябрь 2006

В номере:

Живые технологии
Стрельникова Л.
  История успеха
Вряд ли кто-то сомневается, что за биотехнологиями – будущее. Вот только доля российских компаний в этой области на мировом рынке катастрофически мала. Ярким пятном выделяется ЗАО «Биоамид», в котором уже десять лет микроорганизмы работают на благо людей.
Агрессия – одна из форм защиты «Я»
Ениколопов С.Н.
«Говоря об агрессии, мы обычно отбрасываем ее позитивную составляющую. Большая часть проблем непонимания связана с тем, что агрессией называют все, что угодно, любое напористое, доминирующее, властное поведение. Хотя мы понимаем, что, к примеру, агрессивная манера игры на саксофоне не означает, что саксофон ломают, а гроссмейстер, применяющий агрессивную манеру игры в шахматы, не бьет противника доской.»
Шовинизм в науке
Шац Готфрид
Шовинизм в науке проявляет себя во многих видах и оттенках. Если он провозглашает свои идеи четко и открыто, большинство решительно отвергает его. Но когда он скрыт под другими личинами, он может остаться незамеченным и причинить много вреда. Особо коварная разновидность научного шовинизма — необъективное цитирование, нежелание ссылаться на работы, сделанные вне элитного клуба.
Актеры, занятые в эпизодах
Сокальский И.А.
  Картина мира: физика
Помимо протонов и нейтронов, образующих атомные ядра, из которых состоит видимый нами мир, есть еще три стабильные частицы: электрон, квант электромагнитного излучения и нейтрино. Остальные элементарные частицы нестабильны и распадаются. Этим почти незаметным игрокам в огромной пьесе жизни и посвящена эта статья.
Силены
Авакян В.Г.
Немногие ученые могут сказать, что их работы были «точкой роста», с которой началось развитие новой области науки. Сорок лет назад именно такое эпохальное открытие сделал Леонид Евгеньевич Гусельников, ныне профессор, заведующий лабораторией кремнийорганической химии Института нефтехимического синтеза РАН, — он показал, что кремний может образовывать кратные связи с углеродом и другими элементами.
Миллион за синий свет
Стрельникова Л.
  События
Трудно переоценить вклад ученого Сюдзи Накамуры в развитие технологий, создавшего светодиоды, дающие очень яркий синий, зеленый и белый свет, а чуть позже и синий лазер. Восьмого сентября в Хельсинки президент Финляндии Тарья Халонен вручила ему международную премию «Миллениум» в миллион евро.
"Я лишь хотел получить кандидатскую степень..."
Накамура Сюдзи
Как делаются открытия, за которые благодарное человечество готово подарить миллион евро? Об этом главный редактор «Химии и жизни» Любовь Стрельникова беседует с профессором С.Накамурой.
Возбуждающие аминокислоты
Прозоровский В.Б.
У человека и насекомых много общего, в частности, и на биохимическом уровне. Некоторые медиаторы — вещества, передающие нервные импульсы, — у них одни и те же. Только вот, например, глутаминовая кислота у таракана передает сигналы в мышцах лапок, а у человека — в мозгу.
Облака на вершинах мира
Нетреба С.Н.
Даже альпинисты, штурмовавшие Эверест, весьма туманно себе представляют, какие опасные облачные вихри там возникают.
Из чего состоят облака
Невзоров А.Н.
Сегодня облака — не только тема для стихов и светских бесед о погоде. Эти эфемерные, капризные, а порою грозные создания влияют на радиосвязь и радиолокацию, авиацию и космонавтику, гидротехнику, агротехнику, а также, как ни странно, на политику…
Электронные лампы: заря второй эпохи
Когда появились полупроводниковые приборы, многим показалось, что эпоха электронно-вакуумных навсегда закончилась. Не тут-то было: в запаянных стеклянных колбах прячется еще много тайн и сюрпризов.
Нано и само
Нанотехнологии, нанотехника, наномедицина… Мы постоянно сталкиваемся с этими терминами в статьях, где нас попеременно то пугают «бунтом машин», то обещают сделать почти бессмертными. Постараемся разобраться, что же такое эти «нано-».
Этот Итал...
Анна Комнина
В мемуарах дочери императора Алексея Комнина Анны (Византия, рубеж XI—XII веков) можно найти неплохие строки, посвященные древней культуре диспутов, актуальные и по сей день.
Рыцарь веры, разума и любви
Маркина Н.
  Память
19 августа умер Леонид Иванович Корочкин. Яркий ученый-биолог, ведущий специалист в области биологии развития и молекулярной генетики, профессор, воспитавший несколько поколений учеников. Философ и художник, православный христианин. Добрый, отзывчивый, светлый человек. Его смерть чудовищно нелепа — злой рок настиг его в виде шального мотоциклиста.
Полное собрание сочинений Тучина
Хазанов Борис
  Литературные страницы
Голубой многоженец
Волошина О.
  Кстати, о птичках
Союз охраны птиц России выбрал зимородка в качестве птицы 2007 года. Почему? Эта птица, живущая по всей России, нуждается в охране, поскольку мест его обитания — маленьких речек с чистой водой — становится все меньше.