«Химия и Жизнь», Май 2005

В номере:

Наука без купюр
  Дискуссии
Сотрудник Института химии и химической технологии СО РАН Александр Шагаев и его испанский коллега Хуан Альварес-Гонсалес предлагают реформировать систему научных публикаций, считая её коррумпированной и устаревшей. В частности, они призывают к отказу от рецензирования и более широкому использованию возможностей Интернета.
Рецензия — основа хорошего журнала
Лисичкин Г.В.
  Дискуссии
Профессор, зав. лабораторией органического катализа Химического факультета МГУ и главный редактор «Журнала Российского химического общества им. Д.И.Менделеева» Георгий Васильевич Лисичкин прокомментировал предложения, высказанные в предыдущей статье.
Электронная наука доступна всем
  Дискуссии
Западные ученые давно обеспокоены тем, что научные журналы стоят очень дорого и поэтому становятся малодоступными. Поэтому они предлагают всю научную информацию вывешивать бесплатно в интернете. Правда, институт рецензирования статей никто не отменяет.
Новое в теории появления жизни
Пармон В.Н.
Было выдвинуто огромное количество теорий и гипотез зарождения жизни на Земле, однако ни одна из них не ответила на все вопросы. В Институте катализа им. Г.К.Борескова СО РАН начали проверять теорию, согласно которой образование первых биомолекул, а следовательно, и происхождение жизни — явления далеко не случайные. Эксперименты дали уже очень интересные результаты...
Молекулярная ЭВМ: старая сказка или неизбежное будущее?....
Рамбиди Н.Г.
Идею хранения и обработки информации на молекулярном уровне серьезно обсуждают начиная с середины прошлого века. Уже существуют действующие макеты переключающихся молекулярных устройств памяти для ЭВМ. Среди них — совместная работа компании «Хьюлетт-Паккард», Калифорнийского технологического института и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Работа с катализатором
Максименко О.О.
Современный катализ в значительной мере остается скорее искусством, чем наукой, поскольку интуиция и эксперимент пока обгоняют в этой области теорию с ее неотъемлемым признаком — предсказательной способностью. Что, впрочем, только прибавляет катализу привлекательности.
Конденсатор без диэлектрика
Что такое ионистор? Двойной электрический слой есть, заряд в нем есть, так чем же это не конденсатор — с зарядом, но без утечек?
И снег, и Солнце,и потоп
Пудов В.Д.
Этой весной в Европе стояла необычная погода. В частности, в Голландии, где розы распускаются уже в феврале, мороз был -20 градусов по Цельсию. Оказывается такие аномалии можно объяснить вспышками на солнце.
Теллурические токи в море
Шулейкин В.В.
Академик В.В.Шулейкин — один из пионеров исследования теллурических токов в океанах. Оказывается они связаны с магнитными бурями.
«Недостающее звено» — золотое, нанокристаллическое
В физике чаще всего исследуют нанокристаллы, полученные искусственным путем. А как насчет природных?
Лярва с лососевой фермы
Алексеев С.
Кто из нас не восторгался в магазине красивыми крупными рыбинами норвежской форели? Но мало кто задумывается о том колоссальном ущербе, который наносят лососевые фермы дикой природе, и особенно диким популяциям рыб.
Слово в защиту китов
Данилов П.
Эрих Хойт, известный морской биолог из Шотландии призывает исследовать и защищать китов.
Гуго Ласэв и Мишель Жуве
Ковальзон В.М.
Роман крупнейшего специалиста по физиологии сна Мишеля Жуве «Замок снов» — фантастическое, историческое, философское, приключенческое и научно-популярное произведение, посвященное гениальному французскому ученому Гуго Ласэву и его попыткам проникнуть в загадку сна. Вот только на самом деле никакого Гуго Ласэва в реальности не существовало... Мы публикуем отрывок из этой книги.
Замок снов
Жуве Мишель
Содовая жизнь
Резник Н.Л., Комаров С.М.
Мы решили рассказать вам о существах, живущих в щелочи; в частности, в содовых озерах, которые разбросаны по всей планете.
Пенная биотехнология
Селиверстова И.В.
  Что мы пьем
Подробный рассказ о продукте высокой пищевой биотехнологии, и его приготовлении. О пиве.
Просто биофак, но в Тель-Авиве
Павшук Е.
Как учиться на биофаке в Москве, знают многие. Наш гость рассказывает об учебе на биологическом факультете в далеком жарком Израиле.
Крыса, будь человеком!
Выставной Владислав
Мифические животные: жемчужина глухаря и яблоко ежа
  Наши мифы
В прошлый раз мы вспомнили некоторые мифы, которым поспособствовали сами. На этот раз - вспомним "Химия и жизнь" развенчала некоторые из устоявшихся предрассудков.