«Химия и Жизнь», Апрель 2005

В номере:

Химия без нефти
Дебабов В.Г.
  Ресурсы
Одна из основных тенденций в химической промышленности - замена нефти, газа и угля возобновляемыми ресурсами, т.е. продуктами сельского хозяйства и биотехнологии. Например, в США планируется перевести 25% химической промышленности на растительное сырье (в частности, солому) к 2025 году. Кроме того, начинают все больше использовать биоразлагаемые пластмассы на основе, например, молочной кислоты. Похоже, человечество всерьез собралось решить проблемы исчерпания природных ресурсов и загрязнения среды. К сожалению, хуже обстоит дело с экологически чистым топливом.
Лучше меньше, да лучше. Чем наш геном отличается от генома червя
Киселев Л.Л.
У человека не 70-80 тысяч генов, как считали когда-то, и не 32-35 тысяч, как считали еще недавно, а только 20-25 тысяч - ненамного больше, чем у круглых червей или мушки дрозофилы. Дело не столько в количестве генов, сколько в их сложности, которая у людей намного выше: разных белков наш организм синтезирует действительно больше. А старый постулат "один ген - один белок" заменяется на "один ген - очень много белков".
Энергия, невидимая как материя
Ровинский Р.Е.
Если сложить массы всех материальных объектов в какой-нибудь галактике, сумма будет намного меньше общей массы галактики. Есть что-то кажущееся нематериальным, но при этом очень тяжелое. Судя по всему, так много весит не что иное как вакуум. Кроме того, он обладает антигравитацией, которую, в отличие от гравитации, легче заметить на расстояниях в миллионы световых лет, чем вблизи. Наличие этой антигравитации математически вывел еще Эйнштейн, но потом решил, что он ошибся. Но он ошибся …
Реальность, наука, мечта
Раушенбах Б.В.
Отрывки из книги академика Раушенбаха, где рассказывается понемногу обо всех важных проблемах, связанных с наукой, познанием и техникой: об объективности научной истины, о стремительном изменении условий, заставляющем всю жизнь учиться и переучиваться, о научном предвидении (его, строго говоря, нет), об опасном отставании нашего мышления от постоянно растущих технических возможностей. "Люди - это редкие по своей беспечности животные. Даже если матери, например, скажут, что послезавтра наступит конец света, она, как ни в чем не бывало, будет ругать дочку за "тройку" в школе."
Мифы о "сладкой траве" стевии
Садовский А.С.
Листики стевии южноамериканские индейцы использовали как "заменитель" сахара, когда сахара еще нигде в мире не производили (сладкий вкус дают два уникальных дитерпеноидных глюкозида). Ее иногда добавляют в матэ. Однако, например, в США стевия запрещена как продукт с "неопределенной безопасностью". Оправдано ли подозрение?
Мясной вкус
Садовский А.С.
Широкому распространению глутамата натрия после второй мировой войны способствовали американские интенданты, перенявшие идею у японских коллег: те добавляли в рацион солдат выделенную из водоросли ламинарии соль глутамина, чтобы придать пище "благородный" мясной вкус.
Предъявите ваш состав!
Токарев М.И., Ходеев Ю.С.
  Молекулы жизни
Анализ изотопного состава позволяет определить происхождение продуктов, выявить фальсифицированные мед, сок, водку. А изотопный состав волос человека может сказать, в каких странах и местностях он побывал за последнее время. Делайте выводы.
Язык мой - враг мой
О словах - "ложных друзьях переводчика" применительно к английским текстам по химии. Что Dutch не значит "датский", velvet - это не "вельвет", а complexion не "комплекция", знают сегодня, наверное, все, кто в состоянии отличить английский текст от русского. Химики, которым приходится читать иностранные публикации, вряд ли переведут benzene как "бензин" и никогда не перепутают ammonia и ammonium. Но порой попадаются весьма неожиданные ляпы, например, в реферативных журналах (и наших, и англоязычных). Автор не поленился составить небольшую подборку. Забавно и поучительно.
Все дороги ведут к храму?
Бисенгалиев М.
Как известно, могущественный рыцарский орден тамплиеров так разбогател на финансовых операциях, что король Франции Филипп Красивый натравил на них инквизицию, дабы самому присвоить золото рыцарей-банкиров. Было много жертв, но вот золото исчезло. Вскоре при загадочных обстоятельствах погиб и Филипп. А в Англии в год начала процесса против тамплиеров ученый Раймонд Луллий изготовил для короля Эдуарда 125 тонн золота с помощью философского камня. Англия перестала рассматриваться как отсталая окраина Европы и начала Столетнюю войну, а алхимики, вдохновленные примером Луллия, еще лет четыреста пытались открыть философский камень. Интересно, хоть что-то в мире меняется?
Жил-был индекс цитирования
Размышления, замечания и наблюдения по поводу известного показателя оценки научной ценности исследования "индекса цитирования".
Тундра для профессора
Шварцбург А.Б.
Впечатления русского от заполярной Швеции.
Висячие "озера" Вьетнама
Калякин М.В.
Потрясающе иллюстрированный рассказ о том, как вьетнамцы умудряются выращивать рис даже на горных террасах.
Воры
Михальчук В.
Мифы, которые сделали мы: баборыба и соленый огурец
  Юбилей
Здесь рассказывается о наших первоапрельских опытах в жанре научной мистификации. Не будем хвастаться, но вспомнить есть о чем.