«Химия и Жизнь», Август 2003

В номере:

Химия инертных газов
Фельдман В.И.
  Проблемы и методы науки
Словосочетание «химия инертных газов» звучит парадоксально. В самом деле, какая химия может быть у инертного вещества, если в его атомах заполнены все электронные оболочки и, стало быть, оно по определению ни с чем не должно взаимодействовать? Однако во второй половине XX века химикам удалось преодолеть оборону заполненных оболочек и синтезировать неорганические соединения инертных газов. А в XXI веке ученые из России и Финляндии получили вещества, которые состоят только из атомов инертного газа, углерода и водорода.
О природе гидридов благородных газов
Фельдман В.И.
  Проблемы и методы науки
Говорить об использовании гидридов инертных газов еще рано, но некоторые перспективы представляются весьма интересными...
Янковский Н.К.
Успехи биологии впечатляют людей больше, чем успехи других наук. Но они же вызывают наибольшее беспокойство. Стоит ли ожидать, что биомедицинские услуги станут доступны, как продукты в супермаркете?  >>
Стратегии сексуального поведения у человека
Бутовская М.Л.
  Проблемы и методы науки
Половой отбор у животных еще недостаточно изучен, так что уж говорить о человеческой любви! Однако самое таинственное чувство в мире все же подчиняется неким научно предсказуемым закономерностям.
Паштет из гусиной печенки
Более сорока лет прошло с первых публикаций о биологической трансмутации элементов. А была ли трансмутация? И была ли статья о ней?
Ересь XXI века?
Батарцев М.
Вопрос «Одиноки ли мы во Вселенной?» волнует человечество уже давно, однако более интересным представляется другой: «Одинока ли сама Вселенная, в которой мы живем?»
Как правильно писать о неправильной науке
В один прекрасный день вы гордо заявляете: да, я - отщепенец, вейсманист-морганист, лысенковец, но я точно знаю, что прав! Дайте мне слово, и я всем объясню, что к чему!
Пятна на Солнце, или Из НЬю-Йорка с пониманием
Шварцбург А.Б.
Взгляд на США глазами русского ученого.
За морем житье не худо
Московцев Н.Г., Шевченко С.М.
США - страна богатая, и зарплаты там большие. Про наши доходы на таком фоне говорить почти неприлично. Но жизнь определяется не только зарплатой, но еще и тем, сколько и за что приходится платить...
Аэрозоли вокруг нас
Загайнов В.А.
В прошлом году впервые престижнейшую премию им. Н.А.Фукса получил ученый из России. Это высочайшая оценка вклада российской школы в науку об аэрозолях.
Скундин А.М.
Без литий-ионных аккумуляторов невозможно себе представить портативную аппаратуру. Именно они обеспечили развитие сетей сотовых телефонов. Но сделать литиевую батарейку было совсем не просто.  >>
Новые европейские монеты
Из чего сделаны новые европейские монеты и что на них изображено.
В чем растворяется золото?
  Из писем в редакцию
Многие думают, что золото растворяется только в царской водке. Но это не совсем так.
Наряды радужной форели
Шиндавина Н.И.
  Проблемы и методы науки
Радужная форель распространена по всему миру, она - один из самых популярных объектов для научных исследований, но до сих пор не разгаданы многие тайны, связанные с ней.
Кедровый стланик — свидетель потепления
Переладов В.Т.
Кедровый стланик, или стланиковая сосна, стал появляться на нехарактерных для него территориях. Что это - доказательство глобального потепления?
Что приключилось с рябиной?
Артамонова В.
  Наблюдения
Рябины стоят с прошлогодними ягодами, которые и не думают осыпаться. Что же случилось?
Страна Мифляндия, или полимеризация органов у Mythozoa
Иванова-Казас О.М.
Можно ли классифицировать мифические существа, используя стандартный научный подход? Почему бы и нет!
Объект, который всегда с тобой
  Жертва науки
Пожалуй, это самая изученная клетка на планете. Ее латинское название E.coli связано с местом обитания - она живет в нижнем отделе кишечника теплокровных. Но обычно ее так не называют, а именуют на лабораторном жаргоне е-коли, кишпалкой или же совсем фамильярно - коляшкой.
Служебный фольклор
Путь наверх
Каховский Л.
Рецензия на книгу профессора физического факультета МГУ Ю.Владимирова «Метафизика», посвященную науке о началах бытия, философии природы - метафизике в ее первоначальном смысле.
Западня