«Химия и Жизнь», Апрель 2003

В номере:

Водородный автомобиль
Б.Лагутин
  Технологии
В Европе принимают все более жесткие нормы на выброс вредных веществ автотранспортом. В России они тоже начинают действовать, хотя и с некоторым опозданием. А значит, в будущем нам никак не обойтись без автомобиля, работающего на водороде (например, Mersedes FuelCell Hybrid). Первые образцы таких автомобилей уже сделали на АвтоВАЗе.
Водород как топливо
  Технологии
Запасов нефти и газа на Земле хватит, даже по самым оптимистичным оценкам, не больше, чем на сто лет. Необходимо найти альтернативный источник энергии, и первый кандидат на эту роль - элемент номер 1 таблицы Менделеева.
Другой взгляд на проблему
Розовский А.Я.
  Технологии
Не все так просто с использованием водорода в качестве топлива...
Процесс пошел
  Технологии
Во всем мире уже предпринимаются попытки перейти на "экологически чистую" энергию.
Индиго нестареющий и невыцветающий
Садовский А.С.
Химики, полностью владеющие рынком красителей, рискуют утратить свою монополию на производство индиго уже в ближайшем будущем. Конкуренты наступают с трех сторон: тут и природный индиго, и биосинтетический, и даже совсем не индиго, а синий трансгенный хлопок, которому вообще никакие красители не нужны.
А король-то умный!
Каховский Л.
Рецензия на книгу известного английского математика и физика-теоретика, члена Лондонского королевского общества, профессора Оксфордского университета сэра Роджера Пенроуза "Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики". В ней Пенроуз охватил физику, космологию, кибернетику, вычислительную технику, логику, теорию алгоритмов и вычислений и даже нейробиологию.
Ламарк был прав
Животовский Л.А.
Неужели гипотеза Ламарка о наследовании приобретенных признаков оказалась верна? Неужели среда не просто отбирает удачные мутации организмов, но и выступает как активный творец эволюции? Доктор биологических наук Л.А.Животовский убедительно доказывает, что да.
Они не наследуются, и почему
Кандидат биологических наук С.В.Багоцкий не согласен с автором предыдущей статьи. По его мнению, наследование приобретенных признаков, даже если оно когда-то и существовало, должно было исчезнуть на ранних этапах биологической эволюции.
Да неужто любовь прибавляет ума?
Вельков В.В.
  Проблемы и методы любви
Любопытный факт: в те дни, когда вероятность зачатия наиболее высока (то есть во время овуляции), женщины предпочитают интеллектуальных мужчин, а в другие, безопасные, дни месяца — богатых и или влиятельных.
Бегство от одиночества
Панов Е.Н.
В продолжение темы полового размножения - главы из книги Евгения Николаевича Панова, доктора биологических наук, профессора, академика РАЕН. В ее основу легло исследование, которое красноречиво (и красиво) показывает, кто же мы, люди, есть по сути своей, и почему мы такие.
Современный наркоз
Прозоровский В.Б.
Первую операцию по удалению опухоли с помощью диэтилового эфира (который теперь называют просто «эфиром») произвел 30 марта 1842 года американский врач Кроуфорд У.Лонг. Теперь 30 марта в США отмечается как День медика. А какой наркоз используют полтора века спустя?
Кристаллы электрума
Редакция получила письмо с далекой Чукотки от геолога В.Т. Переладова. А вместе с письмом — образцы игольчатых кристаллов. Нашего читателя интересовал состав кристаллов, поэтому редакция предприняла расследование и выяснила, что это – кристаллы электрума, на 68% состоящие из золота.
Сердце чует запахи
Киселева А.В.
  Из писем в редакцию
Что лежит в основе одной из самых популярных сегодня областей нетрадиционной медицины - ароматерапии?
Вдыхая ароматы
Каменский А.А.
  Научный комментарий
Поднятую читательницей интересную тему влияния запахов на состояние человека продолжает доктор биологических наук А.А.Каменский. Действительно, каков механизм действия запахов на организм, если он не просто изменяет субъективные ощущения, но и влияет на пульс и артериальное давление?
Темно-синие стихи
Меладзе Ген.
Американский компьютерный агрегат «Deep Blue», который несколько лет назад выиграл матч у Каспарова, теперь занят рекламно-коммерческой деятельностью, в частности пишет по заказу стихи на двадцати трех языках. Хорошо ли у него получается - судите сами.
Фандрайзинг, или как найти грант
Бадылевич Л.В.
  Проблемы и методы выживания науки
Как найти грант или финансирование для своих исследований? Дело это непростое, но если соблюдать правила фандрайзинга, то добиться успеха можно.
Урановые кольца. Вид с Паранала
Не только у Сатурна, но и у Урана есть кольца, но при наблюдении обычным телескопом они почти не видны. Однако инфракрасный телескоп, установленный в Южной европейской обсерватории (Чили) может их показать.
Станция Финистер
Белаш Людмила, Белаш Александр
Упрощенная модель мозга
  Жертва науки
Как изучать работу мозга человека и других млекопитающих, ведь в нем миллиарды нервных клеток, объединенных триллионами связей! Поможет небольшой (около 25 см) морской моллюск аплизия.

20.02.2019 14:00:00

Многие крупные звери становятся мельче при одомашнивании — посмотрите на волка и собак, на реконструкцию первобытного быка тура и современных молочных коровок. А вот коты в обществе человека выросли. По крайней мере, в Дании.

05.02.2019 15:30:00

В числе награжденных оказался и наш постоянный автор Аркадий Курамшин, ставший лауреатом в специальной номинации за «Популяризацию химии»

04.02.2019 14:00:00

...в «Physical Review Letters» готовится к публикации статья о материале, обладающем сверхпроводимостью при температуре, близкой к комнатной...

…президенты академий наук КНР и США заявили о необходимости срочно выработать международное соглашение по генному редактированию клеток зародышевой линии человека...

...результаты добровольной алкоголизации крыс, которые оценивали в различных тестах, говорят о том, что решающий фактор склонности к потреблению этанола — низкая адаптивность...

29.01.2019 16:00:00

Восемь лет назад В.И.Глазко рассказал нашему журналу про гипотезу отбора на дурака. Согласно ей, стресс ведет к тому, что среди эмбрионов выживают менее специализированные формы. В таких условиях резко снижаются качество нового поколения и, если речь идет о человеке, его умственные способности. Похоже, что исследователи из Лейденского и Лундского университетов нашли механизм такого отбора.

23.01.2019 10:00:00

Горлица — дикий голубь, довольно близкий родственник обитающих в городах голубей. Считается, что охота и исчезновение сорняков на полях Европы ведут к уменьшению численности этих птиц, и она попала в список уязвимых видов. Есть и еще одна причина: вытеснение кольчатой горлицей.