«Химия и Жизнь», Апрель 2003

В номере:

Водородный автомобиль
Б.Лагутин
  Технологии
В Европе принимают все более жесткие нормы на выброс вредных веществ автотранспортом. В России они тоже начинают действовать, хотя и с некоторым опозданием. А значит, в будущем нам никак не обойтись без автомобиля, работающего на водороде (например, Mersedes FuelCell Hybrid). Первые образцы таких автомобилей уже сделали на АвтоВАЗе.
Водород как топливо
  Технологии
Запасов нефти и газа на Земле хватит, даже по самым оптимистичным оценкам, не больше, чем на сто лет. Необходимо найти альтернативный источник энергии, и первый кандидат на эту роль - элемент номер 1 таблицы Менделеева.
Другой взгляд на проблему
Розовский А.Я.
  Технологии
Не все так просто с использованием водорода в качестве топлива...
Процесс пошел
  Технологии
Во всем мире уже предпринимаются попытки перейти на "экологически чистую" энергию.
Индиго нестареющий и невыцветающий
Садовский А.С.
Химики, полностью владеющие рынком красителей, рискуют утратить свою монополию на производство индиго уже в ближайшем будущем. Конкуренты наступают с трех сторон: тут и природный индиго, и биосинтетический, и даже совсем не индиго, а синий трансгенный хлопок, которому вообще никакие красители не нужны.
А король-то умный!
Каховский Л.
Рецензия на книгу известного английского математика и физика-теоретика, члена Лондонского королевского общества, профессора Оксфордского университета сэра Роджера Пенроуза "Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики". В ней Пенроуз охватил физику, космологию, кибернетику, вычислительную технику, логику, теорию алгоритмов и вычислений и даже нейробиологию.
Ламарк был прав
Животовский Л.А.
Неужели гипотеза Ламарка о наследовании приобретенных признаков оказалась верна? Неужели среда не просто отбирает удачные мутации организмов, но и выступает как активный творец эволюции? Доктор биологических наук Л.А.Животовский убедительно доказывает, что да.
Они не наследуются, и почему
Кандидат биологических наук С.В.Багоцкий не согласен с автором предыдущей статьи. По его мнению, наследование приобретенных признаков, даже если оно когда-то и существовало, должно было исчезнуть на ранних этапах биологической эволюции.
Да неужто любовь прибавляет ума?
Вельков В.В.
  Проблемы и методы любви
Любопытный факт: в те дни, когда вероятность зачатия наиболее высока (то есть во время овуляции), женщины предпочитают интеллектуальных мужчин, а в другие, безопасные, дни месяца — богатых и или влиятельных.
Бегство от одиночества
Панов Е.Н.
В продолжение темы полового размножения - главы из книги Евгения Николаевича Панова, доктора биологических наук, профессора, академика РАЕН. В ее основу легло исследование, которое красноречиво (и красиво) показывает, кто же мы, люди, есть по сути своей, и почему мы такие.
Современный наркоз
Прозоровский В.Б.
Первую операцию по удалению опухоли с помощью диэтилового эфира (который теперь называют просто «эфиром») произвел 30 марта 1842 года американский врач Кроуфорд У.Лонг. Теперь 30 марта в США отмечается как День медика. А какой наркоз используют полтора века спустя?
Кристаллы электрума
Редакция получила письмо с далекой Чукотки от геолога В.Т. Переладова. А вместе с письмом — образцы игольчатых кристаллов. Нашего читателя интересовал состав кристаллов, поэтому редакция предприняла расследование и выяснила, что это – кристаллы электрума, на 68% состоящие из золота.
Сердце чует запахи
Киселева А.В.
  Из писем в редакцию
Что лежит в основе одной из самых популярных сегодня областей нетрадиционной медицины - ароматерапии?
Вдыхая ароматы
Каменский А.А.
  Научный комментарий
Поднятую читательницей интересную тему влияния запахов на состояние человека продолжает доктор биологических наук А.А.Каменский. Действительно, каков механизм действия запахов на организм, если он не просто изменяет субъективные ощущения, но и влияет на пульс и артериальное давление?
Темно-синие стихи
Меладзе Ген.
Американский компьютерный агрегат «Deep Blue», который несколько лет назад выиграл матч у Каспарова, теперь занят рекламно-коммерческой деятельностью, в частности пишет по заказу стихи на двадцати трех языках. Хорошо ли у него получается - судите сами.
Фандрайзинг, или как найти грант
Бадылевич Л.В.
  Проблемы и методы выживания науки
Как найти грант или финансирование для своих исследований? Дело это непростое, но если соблюдать правила фандрайзинга, то добиться успеха можно.
Урановые кольца. Вид с Паранала
Не только у Сатурна, но и у Урана есть кольца, но при наблюдении обычным телескопом они почти не видны. Однако инфракрасный телескоп, установленный в Южной европейской обсерватории (Чили) может их показать.
Станция Финистер
Белаш Людмила, Белаш Александр
Упрощенная модель мозга
  Жертва науки
Как изучать работу мозга человека и других млекопитающих, ведь в нем миллиарды нервных клеток, объединенных триллионами связей! Поможет небольшой (около 25 см) морской моллюск аплизия.

08.07.2019 16:00:00

...необходимы новые оценки значимости научных журналов, более широкие и прозрачные, чем импакт-фактор...

...деградацию полиэтиленового и полистиролового мусора в море ускоряет специализированное сообщество бактерий...

...смертность африканских слонов от браконьерства снизилась с 10% в 2011 году до менее 4% в 2017-м, вероятно, из-за запрета на торговлю слоновой костью в Китае...

28.06.2019 14:00:00

Доктор Аниш Бхува из Лондонского университетского колледжа решила проследить за изменениями системы кровоснабжения у тех, кто впервые решил пробежать лондонский марафон.

26.06.2019 16:00:00

Оказывается, к закону сохранения можно подойти творчески и получить нечто из видимого ничто. А именно, высечь искру из физического вакуума. Как это сделать — придумали физики из Старклайдского университета.

03.06.2019 17:00:00

...найдена первая экзопланета размером с Землю на расстоянии 53 световых лет от нашей Земли...

...проведено крупнейшее до сих пор исследование здоровья трансгендерных людей...

...если мышей поместить в систему из трех клеток, одну они будут использовать как туалет, а другую — как спальню...

29.05.2019 16:00:00

Мешает ли поляризованность сотрудников работе? Как лучше: чтобы все в коллективе придерживались сходных политических взглядов или чтобы учились уживаться с «этими»?