«Химия и Жизнь», Июнь 2001

В номере:

Миллион старых шин, или новый подход к старой проблеме
Вольфсон С.А.
  Ноу-хау
В те далекие времена, когда автомобиль был скорее роскошью, чем средством передвижения, старые грузовые шины можно было закапывать. Однако когда счет пошел на миллионы, нужны принципиально новые решения. В России они уже есть.
Химия взрыва на нефтехранилище
Гоник А.А.
О причинах и способах предотвращения аварий на нефтехранилищах.
Толочь воду в ступе... досуха
Хачоян А.В.
Об удивительном открытии японских исследователей, которые научились разлагать стабильные молекулы воды на составные части с помощью "палочки и веревочки" - мешалки и порошка катализатора. И все это - в обычном сосуде при комнатной температуре.
Фуллерены без углерода, или Платоническая химия
Хачоян А.В.
Эстетичность и высокие технические характеристики химических веществ зачастую идут рука об руку. Нобелевский лауреат Роальд Хоффман написало синтезе кубана: «стремление синтезировать эту молекулу было обусловлено не ее практической ценностью, а исключительной красотой».
Нанокосмос химика
Закгейм А.Ю.
  Расчеты
По подсчетам автора, Земля меньше Вселенной примерно в той же степени, что и атом меньше Земли, а значит, нанокосмос, с которым работают химики, мир атомов и молекул,по-своему не менее величествен, чем мегакосмос — звездное небо.
Схема тела
Александрин В.В.
Резкий, агрессивный человек пишет рубленым почерком, как будто танцует танго со своей авторучкой. Человек добродушный, спокойный пишет плавно, округло, в ритме вальса.
О пушкинском "Анчаре": токсикология или поэзия?
Раменский Е.В.
Приближалась очередная годовщина дня гибели А.Пушкина. Студент биофака вдруг задумался: неужели в природе существует "древо яда" из пушкинского "Анчара"? А что это за "гробовая змея", ужалившая вещего Олега на могиле его любимого коня? И зачем Пушкину было возводить напраслину на хорошего композитора Антонио Сальери, будто бы отравившего великого Моцарта?
Где живет душа
Жвирблис В.Е.
Если душа реально существует, то где же она находится?
В зеркале
Брюсов В.
  Современная сказка
Выдержки из малоизвестного рассказа Валерия Брюсова - писателя и поэта, получившего естественно-научное образование в Московском университете, и автора часто цитируемого стихотворения «Мир электрона».
Молекулы средней массы - наш внутренний яд
Прозоровский В.Б.
Эндотоксикоз - это отравление ядами, синтезированными внутри организма. Открытие его биохимической природы сопоставимо с открытием Ганса Селье, который впервые ввел понятие стресс-синдрома. Но сегодня эндотоксикоз "растащили" по разным клиникам, разным болезням и даже по разным больным, и в море частных случаев потонула общая проблема: обсуждению эндотоксикоза как такового посвящены лишь отдельные работы. Автор статьи поставил задачу обратить внимание на общее, не отрицая частного.
Лекарство из рассола
Литвинов М.
Бактерии-экстремалы, умудряющиеся неплохо жить в невыносимых условиях Каспийского и Мертвого морей, где концентрация соли достигает 34%, просто напичканы полезными веществами и потому служат прекрасной основой для лекарств и пищевых добавок.
Солить или засахаривать?
Трчунян Армен
  Из писем в редакцию
С незапамятных времен люди засаливают или засахаривают пищу. Мы хорошо знаем, что оба способа предотвращают рост большинства бактерий и защищают пищу от накопления бактериальных токсинов. Но мало кто задумывается, почему это происходит и что эффективнее в качестве консерванта.
Как оживить пятый фасад
Ушанов К.
От экватора до Полярного круга можно найти крыши, на которых растут пальмы или яблони, и лишь на территории России ничего похожего до недавних пор не было, хотя социализм и оставил нам в наследство огромные площади плоских крыш.
Растения -высотники
Мазуренко М.Т.
Какие растения лучше всего подходят для озеленения крыш?
Диковинки в мире молекул
  Самое, самое...в химии
Самая большая и тяжелая из обычных молекул - мышечный белок титин, состоящий из последовательности 26926 аминокислот. Его длина превышает 1000нм, тогда как размеры обычных молекул измеряются долями нанометра. А на что способны химики-синтетики?
Точки Чернова
Великий русский металлург Д.К.Чернов увлекался воздухоплаванием. Именно он открыл принцип движения вертолета.
Возможность механического воздухоплавания без баллона