Истина ёжика и медведя

Любовь Стрельникова

pic_2023_03_20.jpg
Иллюстрация Петра Перевезенцева
Давайте поговорим сегодня об ускользающей истине, которую ученые пытаются поймать за хвост. Для начала — простенький пример. Вы, конечно, помните картинки из букварей советских времен. Букву ё иллюстрировал симпатичный ёжик, который нес на своих иголках аппетитное яблочко. Или симпатичный гриб-боровик.

Зачем он это яблочко нес? В детских садах и в начальной школе учителя рассказывали, что ежик — очень заботливый и ответственный глава семьи. Он собирает яблочки и грибы, чтобы создать запас на зиму для своей семьи.

И тут возникает огромное количество вопросов, о которых взрослые почему-то не задумываются. Например — можно ли припрятать в лесу свежие яблоки, чтобы они сохранялись всю зиму? Нет, конечно. Быстро сгниют. А как ежик, создающий стратегический яблочный и грибной запас на зиму, снимает добычу со своих иголок? Со своей спины?

Помню, маленький мальчик так ответил мне на этот вопрос: «Ну как же. Он приходит домой с яблочком, и его жена снимает добычу с иголок на его спине».

Хорошо, не будем разрушать ясную картину семейного уклада у этого мальчика, будущего главы семейства. И зададимся другим вопросом — а едят ли ежики яблоки и грибы? В принципе? Нет, не едят, они хищники, питаются червяками, лягушками, змеями, мышками и насекомыми.

И вот еще один убойный вопрос — а нужен ли ежикам запас еды на зиму? Ответ — нет не нужен, потому что с ноября по апрель они проводят в зимней спячке. А во сне, как известно, животные не едят.

И все же — а вдруг есть какой-то смысл в этой картинке? Я, правда, не видела в природе ежика с яблоком на иголках. И фотографий таких не видела. Можно, конечно, представить, что ежик зашел в яблочный сад и на него упал созревший плод и повис на иголках. А грибы он может подцепить боковыми иголками. Но есть ли от этого хоть какая-то польза для ежика?

На биологическом факультете МГУ мне рассказывали, что ежики очень любят все остро пахнущее и кислое. Если ежику предложить блюдечко с подмокшим хозяйственным мылом (оно точно сильно пахнет), то ежик будет лизать его, пока у него не начнет вырабатываться обильная слюна в виде пены. И вот этой слюной он обмажет себя, где дотянется, и изваляется в мыльной пене по самый носик.

Точно так же он поступает, если ему предложат подгнившие перезревшие яблоки — он тоже будет валяться в них, как будто пытаясь острый запах перетащить на себя.

Зачем он это делает? Есть идея, что таким способом ежик изгоняет паразитов, всяких блох и клещей, которые живут на коже между иголками и досаждают. Как до них добраться? Выкурить их вонючкой.

Есть и другая гипотеза: ежик валяется в пахучих субстанциях, чтобы заглушить, перебить свой собственный запах. Он же хищник. И его потенциальные жертвы не должны почувствовать запах приближающегося охотника.

Так ли это? Не знаю. Это лишь предположения. Точный ответ на вопрос мог бы дать сам ежик, но он не умеет говорить.

Историю с ежиком я вспомнила, потому что мне подвернулось исследование, связанное с изучением поведения бурых медведей.

Польские зоологи из Института охраны природы озаботились привычкой бурых медведей тереться спиной о стволы деревьев. Заметили это, разумеется, давно и дали тому логичное объяснение — так медведи избавляются от линяющей шерсти и оставляют послание соплеменникам в виде запаховой метки.

Но тогда возникает вопрос — почему медведи для своей чесотки выбирают преимущественно хвойные деревья с пахучей смолой, нежели лиственные? А если нет хвойных деревьев, то медведи могут почесаться и об опоры линий электропередач, если те пропитаны вонючим креозотом. Им пропитывают столбы, чтоб не гнили.

Исследователи предположили, что таким способом медведи защищают себя от тех же клещей и прочих паразитов, которым не нравятся резкие запахи. Вот и трутся медведи о сосну, сдирая кожицу на ее стволе, чтобы обмазаться пахучей смолой.

Ухватившись за эту гипотезу, исследователи решили пообщаться с луговыми клещами, которые поселяются на медведях. Собрали этих клещей больше сотни, отнесли в лабораторию и начали с ними экспериментировать. Цель эксперимента была простая — убедиться, что клещи бегут от запаха смолы.

Клещей сажали в пробирку, один конец которой был прикрыт фильтровальной бумагой, пропитанной скипидаром или дегтем, а второй — водой. И смотрели, куда направятся клещи.

Судя по всему, запах скипидара им не нравился — они старались держаться подальше от бумажки с противным запахом и двигались в сторону бумажки, пропитанной водой. Если же бумажки с водой закрывали оба конца пробирки, то клещ оставался в серединке, куда его и посадили.

Казалось бы — вот и ответ на вопрос, зачем медведю пахучая сосновая смола, которая точно пахнет скипидаром. Однако на самом деле эксперимент не однозначный, то есть позволяет толковать его результаты не одним-единственным способом, а, как минимум, двумя.

Как заметил Илья Артюшин, научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных биофака МГУ, клещи предпочитают влажную среду. Возможно, во время тестов они перемещались в сторону с большей влажностью, а вовсе не убегали от скипидара.

Ну вот. Только, казалось, ухватили истину за хвост, а она опять выскальзывает из рук. Но в том и состоит искусство исследователя — придумать и поставить такой эксперимент, который даст только один ответ на поставленный вопрос, то есть будет однозначным.

Это не всегда возможно, к сожалению. Вот, например, вопрос, который наука исследует не одну сотню лет, — как устроено ядро Земли? Оно твердое или жидкое? В этом случае самым правильным был бы однозначный наблюдательный эксперимент — бурим шахту сквозь Землю до самого ядра и смотрим, какое оно. Заодно берем пробу, чтобы узнать, из чего сделано ядро.

Но поставить такой эксперимент невозможно. Поэтому для исследования ядра Земли остаются только непрямые, косвенные наблюдения и эксперименты, геофизические и геохимические. Например — наблюдать за прохождением сейсмических волн через Землю после землетрясений или испытательных взрывов атомных зарядов.

Так и с ежиком и медведем. Самый прямой эксперимент — это спросить ежика и медведя: зачем тебе яблоко или смола? Но они не умеют разговаривать. Так что ответ приходится искать в косвенных экспериментах. А каждый новый эксперимент порождает новые вопросы и требует новых гипотез. Но этим и прекрасна наука. Истина рождается как ересь и умирает как заблуждение. Таков бесконечный путь познания.