Химия и Жизнь - Медицина. Cтраница 15

Химия и медицина
Год химии
Химия и медицина
И.А. Леенсон
Синтетические лекарства — одно из главных достижений химии XX века, поскольку они спасли сотни миллионов жизней. Пожалуй первая попытка применения в медицине химических препаратов — использование Паулем Эрлихом метиленового синего для лечения малярии (1891 год). Потом был новокаин, потом — синтетические антибиотики (после открытия естественных). Иногда десятилетия проходили от первых данных о возможном лечебном эффекте вещества до его массового использования в качестве лекарства.
Десинхроноз
Десинхроноз
В.И. Хаснулин
Можно ли декретом правительства заставить Солнце всходить или заходить на час, два, три раньше? В стране, где, по результатам опроса ВЦИОМ, проведенного ко Дню российской науки (8 февраля 2011 года), треть населения считает, что Солнце вертится вокруг Земли, многие вполне допускают такую ситуацию. Однако государственные эксперименты со временем отнюдь не безобидны для нашего здоровья.
Кое-что о цианистом калии
Криминальная химия
Кое-что о цианистом калии
Е. Стрельникова
В 1845 году немецкий химик Роберт Бунзен, один из авторов метода спектрального анализа, получил цианид калия и разработал способ его промышленного производства. Если сегодня это вещество находится в химических лабораториях и на производстве под строгим контролем, то на рубеже XIX и XX веков цианистый калий был доступен любому (включая злоумышленников). Так, в рассказе Агаты Кристи «Осиное гнездо» цианистый калий купили в аптеке якобы для уничтожения ос. Преступление сорвалось только благодаря вмешательству Эркюля Пуаро.
Мышь, мышьяк и Калле-сыщик
Криминальная химия
Мышь, мышьяк и Калле-сыщик
Е. Стрельникова
Отмечая в 2011 году Международный год химии, мы решили порадовать читателей детективными рассказами. Конечно, с химическим уклоном. Ведь вещества-преступники играют важную роль в произведениях мастеров криминального жанра, а иногда и в классических романах. Серию таких рассказов мы представили в рубрике «Криминальная химия». Для начала расскажем о мышьяковом зеркале, Василии Темном и мадам Бовари...
Аспирин против рака?
Аспирин против рака?
Способность аспирина разжижать кровь дала в руки медиков интересный инструмент. Дело в том, что предотвращение инфаркта или инсульта требует длительного приема аспирина и длительного же, в течение десятилетий, наблюдения за пациентами. В результате появляется большой объем статистических данных, проанализировав который, можно выявить побочные эффекты аспиринотерапии. Один из них — рост риска инфаркта или инсульта при внезапном прекращении приема лекарства. Это — негативное побочное явление. Но есть и позитивное: группа ученых во главе с профессором Питером Ротуэллом из Центра предотвращения инсультов Оксфордского университета пришла к выводу, что долговременный прием аспирина снижает вероятность возникновения рака через двадцать лет.
Аспирин и его сущность
Аспирин и его сущность
А.С. Садовский
Аспирин — это не только жаропонижающее и противовоспалительное средство. Он еще и кровь разжижает. Поэтому его принимают длительными курсами, чтобы снизить вероятность образования тромбов и предотвратить опасные сердечно-сосудистые заболевания. Эффективность аспирина доказана и проверена неоднократно. Но что можно сказать о его побочных эффектах? Новейшие исследования действия сверхнизких доз аспирина поражают.
Измерение роста
Измерение роста
Е.З. Година
Существующая традиция связывать положение человека в обществе с теми или иными особенностями строения тела, зародилась тысячи лет назад: еще в шумерских текстах 3500 года до н. э. говорится о том, что у людей с более высоким социальным статусом выше рост и крепче здоровье. Но наиболее точная информация появляется с началом массовых антропометрических исследований. Вообще антропология предоставляет уникальные возможности для изучения физических качеств человека в культурном контексте — иначе говоря, с ее помощью можно понять как искусственная среда, в которой живет человек, воздействует на его тело.
Города и гены
Города и гены
Город — это скопление множества людей на небольшой площади. Один чихнул — десять заразились. Поэтому в древности городское население, практически лишенное медицинской помощи, должно было, теоретически, постоянно болеть и вымирать. Однако этого не произошло. Более того, города процветали, и урбанизация планеты неуклонно набирала обороты. Объяснение этому парадоксу предложил английский генетик Марк Томас.

Перепрограммированные клетки
Перепрограммированные клетки
В.В. Благутина
Нейроны, клетки сердечной мышцы, поджелудочной железы, кожи... Некоторое время назад всем было понятно, что их невозможно превратить друг в друга, судьба каждой из них жестко определена. Ведь в клетках разных типов генетическая программа реализуется по-разному, и ученые были абсолютно уверены, что, если клетка дифференцировалась, то есть развилась в какой-то определенный тип, этот процесс необратим. Но в 2010 году сразу нескольким исследовательским коллективам удалось изменить судьбу взрослых клеток и сделать из них клетки другого типа.
Лечение клетками
Лечение клетками
А.Г. Коноплянников
Клеточная терапия — это лечение различных заболеваний с помощью стволовых клеток (а вовсе не омоложение, как думают многие). Пока идут споры о безопасности и этичности этого вида лечения, ученые потихоньку продвигаются вперед и накапливают опыт клинических исследований. Сейчас в мире проводится примерно 80 протоколов по терапии стволовыми клетками, а это значит, что через 3-4 года абсолютное их большинство войдет в рутинную больничную практику. Многие ученые считают, что именно в этой области надо ждать революционного прорыва в лечении тяжелых заболеваний.
Чихать на бактерии
Чихать на бактерии
Р. Акасов
Каждый человек с детства усвоил простое правило: мой руки перед едой. Все мы знаем, что деньги, поручни в метро или ручка двери магазина, таят себе опасность — микробы. К счастью, наш иммунитет чаще всего помогает нам их побороть, если они попадают в организм.
Откуда берутся гормоны
Откуда берутся гормоны
До недавнего времени было принято считать, что гормоны синтезируют эндокринные железы или специализированные эндокринные клетки, разбросанные по всему организму и объединенные в эндокринную систему. В последние годы ученые выяснили, что гормоны вырабатывают другие клетки, у которых множество других задач. Их список растет год от года.
Нанозолотая лихорадка
Нанозолотая лихорадка
Л.А. Дыкман, С.Ю. Щеголев
Золото — это не только драгоценный и самый химически инертный металл. Сегодня препараты, в которых содержится золото, применяют в иммунодиагностике, диагностике рака, туберкулеза и других болезней, лечении опухолей и артритов. В XXI веке ученые продолжают открывать все новые свойства этого, казалось бы, хорошо изученного металла.
Генетический паспорт и медицина будущего
Генетический паспорт и медицина будущего
В.С. Баранов
Сегодня в мире проводится большое количество масштабных исследований, которые выявляют связь между заболеваниями и определенными вариантами генов. Это очень важно для того, чтобы можно было спрогнозировать, чем будет болеть человек, и на основании этого подготовить программу индивидуального лечения и профилактики. За рубежом подобные услуги уже оказываются несколькими частными компаниями, но на данный момент они далеки от совершенства. О перспективе генетической паспортизации в России и в мире рассказывает член-корреспондент РАМН В.С. Баранов.
Наука со вкусом
Наука со вкусом
С.С. Колесников
По аналогии с тем, как наш мозг распознает цвет, обрабатывая сигналы от всего лишь трех типов фоторецепторов (сине-, зелено- и красночувствительных колбочек), есть основания считать, что вкусовое ощущение также формируется в результате комбинации ограниченного числа базовых вкусовых «цветов». Причем каждый из них ассоциируется с определенным классом физиологически важных веществ.
Антипрививочные вымыслы
Мифы нашего времени
Антипрививочные вымыслы
А.Н. Мац
Последнее время все шире распространяются мифы о вреде профилактических прививок: вакцинация не защищает от инфекций, а только разрушает иммунную систему ребенка; вакцинация должна быть индивидуальной, а не массовой; ее отмена снизит частоту аллергических, аутоиммунных, и онкологических заболеваний. Александр Наумович Мац, заведующий лабораторией Института вакцин и сывороток РАМН им. И.И. Мечникова, комментирует некоторые из этих высказываний.

Пирожное как источник топлива
На волне интереса к биотопливу появилась идея использовать невостребованные хлебобулочные изделия в качестве сырья для биотоплива. А почему бы и нет? Хлеб содержит много крахмала. Он легко расщепляется ферментами на молекулы сахара, которые затем дро...
Универсальное противоядие
Ученые Исследовательского института Скриппса изучили нейротоксины, вырабатываемые многочисленными ядовитыми змеями и создали универсальное противоядие против ядов крайтов, тайпанов, кобр и мамбы.