Если меняется Гольфстрим — беда: Европа замерзает, влажные экваториальные леса высыхают, зато дождь льется потоками южнее и севернее от них. Такое не раз случалось в истории планеты за время последнего оледенения, 71—12 тыс. лет тому назад. Кристиано Мазур Киеси (Cristiano M. Chiessi), профессор университета Сан-Пауло, со своими коллегами выяснил детали этого процесса (Nature Communications, 2022, 13:421).
Гольфстрим несет теплые воды из Карибского моря на север Атлантики по поверхности океана и доходит до Северной Земли. Вода охлаждается, тяжелеет, уходит вниз и отправляется в обратный путь мимо Гренландии, а далее — на юг. Климатологи боятся, что из-за таяния ледников Гренландии и увеличения стока северных рек Евразии вода на севере Атлантики опреснеет, станет легкой, хоть и холодной, что остановит теплое течение южнее Гренландии и эта карусель сломается. Оказывается, не туда они смотрят.
Киеси и его коллеги изучали древнюю температуру воды и отложения континентальной пыли на дне моря Баффина и Лабрадорского моря, что на запад и юго-запад от Гренландии. Там протекает холодное Лабрадорское течение, которое как раз оттесняет Гольфстрим в сторону Европы. Исследователям открылась такая картина катастрофы. Сначала слабеет Гольфстрим. Это приводит к тому, что теплеют глубинные воды между Северной Америкой и Гренландией. Ледники острова и континента, нагревшись, ускоренно ползут в море, порождая флотилии айсбергов. Айсберги тают, и вода становится более пресной. Итог: Гольфстрим останавливается у юга Гренландии, начинается оледенение Европы и прочие последствия.
Выходит, что надо следить за температурой воды не где-нибудь, а у восточных берегов Гренландии. Как пойдет тепло, значит, долгая зима близко. Относительно того, замедляется уже Гольфстрим или еще нет, у океанологов нет единого мнения.
|
Иллюстрация Сергея Тюнина |