Химия

prev_2018_04_logo.jpg

Исследователи из США получили новый элементоорганический анион, который позволит производить фосфорорганические вещества из фосфорной кислоты.

prev_2018_04_08-2.jpg

Возможно, производство аммиака подешевеет благодаря новому катализатору, который разрушает тройную связь азот-азот в более мягких условиях.

prev_2018_04_02.jpg

Какие элементы и в какой пропорции следует смешать, чтобы создать материал, отвечающий чаяниям потребителя? Именно эту задачу решают материаловеды, причем последнее столетие — опираясь на научные знания. Порой у них выходят подлинные шедевры, открывающие новую эпоху в эволюции техники и качественно меняющие жизнь людей. Расскажем о некоторых из них.

prev_2018_03_14.jpg

Лишь очень малая часть синтетических соединений, попадающих в наш организм, когда-либо исследовалась на предмет опасности для здоровья, включая канцерогенность, воздействие на репродуктивную функцию, на внутриутробное развитие, иммунную систему и так далее. Те, которые изучают, — изучают на подопытных животных; на людях это делать неэтично. Кроме того, обычно изучается воздействие отдельных веществ, тогда как в реальной жизни на нас действует их смесь. При этом каждый год на рынке появляется до 1800 новых химических соединений.

prev_2018_03_logo.jpg

На первый взгляд кажется, что новый аккумулятор, разработанный в группе Кристофера Волвертона из Северо-Западного университета США, не будет работать — настолько непривычная в нем химия. Но он работает, и весьма неплохо.

prev_2018_03_11.jpg

prev_2018_03_logo.jpg

Химики из американского Университета Райса разработали катализатор, который очищает питьевую воду от нитратов, превращая их в смесь азота и кислорода.

prev_2018_03_10-1.jpg

Одно из первых решений Международного союза по теоретической и прикладной химии (IUPAC), принятых в 2018 году, незамеченным не пройдет — благодаря ему придется переиздать огромное количество школьных и вузовских учебников по химии и физике. Подавляющим большинством голосов, хотя и не единогласно, IUPAC одобрил новую версию определения единицы количества вещества — моля.

(«ХиЖ» 2018, №2)
prev_2018_02_45.jpg

Маленькая седая дама вяжет, поддерживая с приятельницами беседу об опасности наркотических веществ, выдаваемых по предписанию врача. В маленьком и уютном домике книга открыта на странице с рецептом экстракции рицина из клещевины. В лаборатории университета химик, проводя ревизию своих запасов, замечает, что чаша с экстрактом болиголова вчера была полнее. Смешной маленький человек с нафабренными усами аккуратно пропускает содержимое кофейной чашки через индикаторную трубку... Где происходят все эти события? Конечно же — в книгах Агаты Кристи!

Эрлих Г.В.
(«ХиЖ» 2018, №2)
prev_2018_02_18.jpg

В ноябре ушедшего года исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося российского химика Владимира Николаевича Ипатьева. Мы не раз писали о нем и пишем вновь, поскольку работы и мысли Владимира Николаевича по­-прежнему чрезвычайно актуальны. Вот сегодня, рассуждая о необходимости модернизации отечественной химической промышленности, мы неизбежно вспоминаем Ипатьева, его пионерские работы в области нефтехимического синтеза и катализа. Для тех, кто не знаком с судьбой В.Н.Ипатьева и его работами, эта статья будет откровением: невозможно представить, что один человек мог сделать так много. Тем же, кто хорошо знает труды Ипатьева, эта статья даст еще один повод задуматься о судьбах нашей страны, ее науки и промышленности.