Биология

«Про это» в каменном веке
Ученые досуги
«Про это» в каменном веке
В.В. Александрин
Формирование родительской и партнерской любви у неандертальцев и кроманьонцев – важный этап истории человечества. Не исключено, что прибавление к детству юношеских годов стало возможным за счет возрастания роли секса и личной привязанности в супружеских отношениях. Это, в свою очередь, повысило мужскую привлекательность охотников- кроманьонцев, возросла выживаемость потомства, начала расти численность племен и всего вида в целом.
Музей человеческих лиц
Музей человеческих лиц
Экспонаты смотрят поверх наших голов со стеллажей и полок, с книжного шкафа. Белые, бронзовые, цвета обожженной глины, старые и молодые, мужчины и женщины. Спокойные, безмятежные лица, один Иван Грозный хмурится. (Значит, угрожающая мимика была настолько привычной, что «читалась» и по черепу, по следам лицевых мышц. Как часто повторяют авторы реконструкций: «Мы не художники» — вымыслов и домыслов в их работе нет.) Если попросите, покажут и Федора Иоанновича, и знаменитого исследователя Камчатки С.П.Крашенинникова, и Тамерлана с Улугбеком...
Антропологическая реконструкция сегодня
Антропологическая реконструкция сегодня
Е.В. Веселовская
Антропологическая реконструкция по методу М.М.Герасимова используется и в настоящее время. Ученые не только развивают сам метод, но и создают на его основе компьютерные программы, в частности, применяющиеся в криминалистике для графической реконструкции словесного портрета.
Память, самообман и видения
Память, самообман и видения
Проспективная память, отвечающая за намерения, не только сохраняет информацию, но и фиксирует время или ситуацию, когда она должна быть востребована. Как связаны проспективная память и управление вниманием, как можно вызвать ложные воспоминания и бороться со слуховыми галлюцинациями – подборка в нашей рубрике «Тематический поиск».
Закат «цинкового мира», прокариотная биосфера и происхождение фотосинтеза
Биогенез
Закат «цинкового мира», прокариотная биосфера и происхождение фотосинтеза
М.А. Никитин
Теория «цинкового мира», среди прочего, легко и естественно объясняет расхождение линий бактерий и архей и появление их отличительных свойств. Ранее для их разделения предлагали географическую изоляцию, но сама по себе изоляция не создала бы таких фундаментальных различий.
Кирказон в китайских сборах
Кирказон в китайских сборах
Неужели китайские врачи в течение столетий травили своих пациентов растением, которое разрушает почки, и никто не усомнился в его пользе? Свет на эту темную проблему проливает Чжу Юпин из Центра китайской медицины Гренингенского университета (Нидерланды).
Зловещая лиана, или Тайна нефропатии
Зловещая лиана, или Тайна нефропатии
В. Сидоренко
Что может быть общего у случаев специфического заболевания почек, проявившегося в таких отдаленных друг от друга районах, как побережье Дуная, окрестности Брюсселя и остров Тайвань? Связать эти случаи вместе помогли наблюдения медиков и современные биохимические методы.
Лишний вес — лишние проблемы
Наука и общество
Лишний вес — лишние проблемы
М.А. Григорьева
О лишнем весе и об ожирении «Химия и жизнь» писала, и не раз. Но в основном о биологической и медицинской сторонах проблемы. Между тем это проблема и социальная, и чем дальше, тем все более социальная. Ибо в странах со страховой медициной за ожирение одного гражданина платит другой. Например, платишь ты — или за тебя.
Местная власть
Местная власть
В организме существуют пептиды, сходные с инсулином по структуре и последовательности, но выполняющие иные функции. Эти белки тоже функционируют как сигнальные молекулы, но, хотя и реагируют на метаболические сигналы, то есть поступление определенных питательных веществ в организм, регулируют в основном рост и деление клеток. Если инсулиновый сигнал можно сравнить с приказом центральной власти (всем, всем, всем!), то инсулиноподобные пептиды, которые синтезируются в самых разных клетках, подобны местной директиве. Но мы-то знаем, что решения, принятые на местах, нередко имеют большую силу, чем указания центра, поэтому игнорировать их нельзя, а нужно изучать, изучать и изучать.
Витамин D, или Загорать опять полезно
Витамин D, или Загорать опять полезно
В.В. Благутина
Результаты тысяч исследований свидетельствуют о том, что недостаток витамина D повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, рассеянного склероза, некоторых видов рака и даже псориаза. Органы здравоохранения утверждают, что статистика не столь однозначна, поэтому пока рано рекомендовать витамин D как лечебное и профилактическое средство.
Происхождение мембран и мембранной биоэнергетики
Биогенез
Происхождение мембран и мембранной биоэнергетики
М.А. Никитин
В прошлом номере мы проследили происхождение геномной ДНК и механизмов ее репликации — от РНК-белкового мира до больших кольцевых молекул ДНК, составляющих геномы бактерий и архей. Попробуем теперь путем сравнения бактерий и архей узнать структуру мембран их общего предка.
Наука против пьянства
Наука против пьянства
С.А. Боринская
Когда мы обсуждали предыдущий материал с одним из авторов исследования, ведущим научным сотрудником лаборатории анализа генома Института общей генетики С.А.Боринской, то поняли, что рассказ об одной конкретной научной задаче слишком многое оставляет «за бортом». Пользуясь случаем, мы решили задать Светлане Александровне несколько вопросов.
Антиалкогольные аллели
Антиалкогольные аллели
Почему люди пьют спиртные напитки, и почему одни пьют больше других? Причин много: социальная среда, жизненные обстоятельства, воспитание и образование. Теперь к списку причин прибавляют генетику, и самые начитанные пьяницы уже ссылаются на новости с переднего края науки... Существуют ли «гены алкоголизма» и, соответственно, «гены трезвости», и если да, то насколько они важны?
Биоакустика растений: попытка рождения
Биоакустика растений: попытка рождения
Мир полон звуков. Опытное ухо вылавливает из этой какофонии необходимую информацию, лишенные ушей ощущают вибрацию более плотных сред: земли, воды, ветки. Звуковую коммуникацию животных изучают давно и всерьез. По некоторым данным, издавать и воспринимать звуки способны даже бактерии. И только растения остаются в стороне от этого акустического буйства. А почему, собственно?
Оптика — медицине: новые методы диагностики
Оптика — медицине: новые методы диагностики
Д.А. Рогаткин
Физики по праву гордятся своей наукой. Однако немногие знают, что на заре развития науки в ее создании активно участвовали врачи. И самих врачей называли «физиками», от греческого physis — «природа». Еще в XVIII—XIX веках органы управления здравоохранением в Петербурге и Москве именовались «физикатами», а в английском языке до сих пор «врач» — physician.
Андреа Маршалл – Королева мант
Андреа Маршалл – Королева мант
Ольга Арнольд
Доктор Андреа Маршалл много лет исследует скатов-мант, и в результате этих исследований удалось сделать несколько крупных открытий. В 2008 году Андреа Маршалл доказала, что манты делятся по крайней мере на два четко отличающихся друг от друга вида: гигантскую (Manta birostris) и рифовую (M.alfredi). Эти виды различаются фенотипически, анатомически и ведут несхожий образ жизни. В настоящее время доктор Маршалл и ее сотрудники изучают мант Западной Атлантики, возможно, скоро будет описан еще один вид этих морских гигантов.