Лемуры тянутся к знаниям

Анина Н.
(«ХиЖ», 2018, №6)

pic_2018_06_28.jpgФраза «Знание — сила» в разных вариантах встречается в письменных источниках начиная с VII века. Очевидно, более ранние записи до нас просто не дошли. Эта основополагающая мудрость известна не только людям. Даже наши очень дальние родственники лемуры осознают, что дружить полезно не только с сильными, но и со знающими. С точкой зрения лемуров нас познакомили специалисты Принстонского университета под руководством профессора зоологии, экологии и эволюционной биологии Даниэля Рубинштейна («Current Biology», 2018, 28, 1306—1310, doi: 10.1016/j.cub.2018.02.079).

Кольцехвостые (кошачьи) лемуры Lemur catta живут группами до 30 особей под началом главной самки, и в группе довольно сильная иерархия. Положение животного на социальной лестнице зависит от возраста, пола, опыта, личных особенностей и внешних обстоятельств, но не только. Ученые предположили, что на взаимоотношения между членами группы влияет их способность к обучению и решению интеллектуальных задач. Чтобы проверить свою гипотезу, они наблюдали за лемурами, свободно живущими на острове Святой Екатерины (США). Это крошечный барьерный остров у атлантического побережья штата Джорджия, размерами всего 16 на 5 км. В 1984 году Нью-Йоркское зоологическое общество (ныне Общество охраны дикой природы) поселило на острове 12 кольцехвостых лемуров для исследования их поведения. Это единственное местообитание вольных лемуров за пределами Мадагаскара. Сейчас там живут шесть групп животных, ученые наблюдали за двумя: в одной из них было 17 особей, в другой 21, самцы и самки, взрослые и подростки. Всех животных исследователи различали по внешним признакам и по ошейникам, даже дали им имена. А лемуры привыкли к наблюдателям, поэтому в их присутствии вели себя естественно. Ученые предложили лемурам традиционную задачку на сообразительность: надо было достать лакомство из прозрачного плексигласового куба.

Итак, на лужайку, где находились лемуры, выносили куб. Большой, со стороной 20 см, на подставке. Внутри лежала крупная виноградина. Лемуры виноград очень любят, но, чтобы достать ягоду, нужно было выдвинуть ящичек в стенке куба и просунуть руку в образовавшееся отверстие. Ручка ящика находилась примерно на уровне пояса зверька, вставшего на задние лапы. Первыми путь к виноградине нашли не взрослые, опытные животные, а незрелая молодежь. В одной группе это был самец по кличке Сикамор, в другой — самочка Орион. Несколько других лемуров находились поблизости, всё видели и после этого интеллектуального подвига стали выражать умникам свое искреннее расположение.

pic_2018_06_29.jpg
Аффилиация

Дружелюбное (аффилиативное) поведение имеет несколько признаков. Один из них — сидение вплотную. Одно животное подходит к другому и усаживается так близко, что их тела соприкасаются. В таком скоплении бывает несколько лемуров. Второй признак — груминг. Обычно дружелюбие требует взаимности: тот, кому почистили шерстку, отвечает тем же. Положение лемура в группе определяется тем, с каким количеством собратьев он контактирует, насколько продолжительны эти контакты и кто их инициирует.

Пока юные лемуры не научились добывать свою виноградину, никто не рвался с ними дружить. Но когда они сообразили, как открыть ящик, члены группы, ставшие свидетелями их достижения, сами приходили, садились рядом и чистили шерстку юных гениев. Такое отношение сохранилось даже после того, как ящик убрали и лемуры больше не могли доставать виноградины, демонстрируя свою исключительную сообразительность. При этом Сикамор и Орион, оказавшись в центре внимания, не отвечали взаимностью. Если классифицировать аффилиативные взаимодействия как входящие и исходящие, то количество входящих взаимодействий у догадливых лемуров явно прибавилось, а число исходящих осталось прежним.

За каждой группой ученые наблюдали в течение трех месяцев. Ящик лемурам выставляли по нескольку раз в день. Неудивительно, что многие животные, увидев, как это делается, и сами смогли доставать виноградину. В одной группе этой премудростью овладело 10 лемуров, в другой —12. Кстати, доминантные самки так и не научились вынимать лакомство. Лемуры, которые часто доставали виноградину, в свою очередь, собирали вокруг себя конспецификов, еще не умевших этого делать, и чем чаще они открывали ящик, тем больше внимания привлекали. Чтобы заинтересовать соплеменников, важна была именно частота решения задачи, а не скорость.

Обычно из связей извлекают выгоду. Верветки и макаки-крабоеды, например, часто обхаживают низкоранговых особей, которые успешно добывают еду и в состоянии обеспечить всю группу. Однако в случае с виноградиной лемуры не могут надеяться на то, что их угостят. Ягода всего одна, и доставший ее сам немедленно съедает лакомство. Даже украсть не получится. На что же рассчитывают остальные?

Условия эксперимента не позволяют однозначно ответить на этот вопрос, однако у исследователей есть предположения. Лемуры быстрее усваивают новые навыки, когда наблюдают, как это делает кто­то другой. Возможно, они просто подходили поближе к тем, кто открывал ящик, чтобы лучше видеть, а за право оставаться рядом нужно платить вниманием. Когда эксперимент закончился, они так и остались поблизости.

Другая возможность заключается в том, что умение обучаться и использовать новую информацию действительно производит впечатление на других членов группы. Ранг знающих резко повышается, и они становятся центром притяжения. Доминирующие самки, которые не научились открывать ящик (даже и не пытались), такого жгучего интереса не вызывали. Сведения о способе добывания виноградины и польза, которую они могли принести другим членам группы, оказались в социальном плане важнее доминирования. Не исключено также, что лемуры принимают своих умных конспецификов за успешных фуражиров и пытаются подольститься к ним. Различить эти две причины пока сложно, к тому же ученые допускают, что на отношение лемуров к своим догадливым и успешным соплеменникам влияют несколько факторов. Как бы то ни было, лемуры предпочитают с ними дружить.

Итак, положение в социальной группе и способность к обучению оказались тесно связаны. Научившийся чему-то полезному, пусть даже лично для себя, привлекает повышенное внимание. Другие лемуры стремятся занять положение как можно ближе к этому источнику знания, потому что эта близость позволяет быстро получить новую информацию. Получив ее, обучившиеся лемуры сами становятся центром притяжения для других жаждущих научиться — вот такая обратная связь. Индивидуальные отличия в обучении приведут к индивидуальным различиям в успешном добывании ресурсов, неизбежно скажутся на социальном положении и потому влияют на отношение к знающим конспецификам. Умение решать задачи, требующие умственных усилий, повышает их социальный статус.

Лемуры, в отличие от некоторых людей, понимают, что от науки нельзя требовать немедленной отдачи, но она может обеспечить долговременные преимущества в будущем. Поэтому лемуры чтут своих ученых. Они перед ними даже заискивают.

Эта статья доступна в печатном номере "Химии и жизни" (№ 6/2018) на с. 28 — 29.

05.02.2019 15:30:00

В числе награжденных оказался и наш постоянный автор Аркадий Курамшин, ставший лауреатом в специальной номинации за «Популяризацию химии»

04.02.2019 14:00:00

...в «Physical Review Letters» готовится к публикации статья о материале, обладающем сверхпроводимостью при температуре, близкой к комнатной...

…президенты академий наук КНР и США заявили о необходимости срочно выработать международное соглашение по генному редактированию клеток зародышевой линии человека...

...результаты добровольной алкоголизации крыс, которые оценивали в различных тестах, говорят о том, что решающий фактор склонности к потреблению этанола — низкая адаптивность...

29.01.2019 16:00:00

Восемь лет назад В.И.Глазко рассказал нашему журналу про гипотезу отбора на дурака. Согласно ей, стресс ведет к тому, что среди эмбрионов выживают менее специализированные формы. В таких условиях резко снижаются качество нового поколения и, если речь идет о человеке, его умственные способности. Похоже, что исследователи из Лейденского и Лундского университетов нашли механизм такого отбора.

23.01.2019 10:00:00

Горлица — дикий голубь, довольно близкий родственник обитающих в городах голубей. Считается, что охота и исчезновение сорняков на полях Европы ведут к уменьшению численности этих птиц, и она попала в список уязвимых видов. Есть и еще одна причина: вытеснение кольчатой горлицей.

09.01.2019 10:00:00