Игры делают нас людьми

Л.Н. Стрельникова
pic_2024_02_20-1.jpg
Иллюстрация Петра Перевезенцева

С удовольствием вспоминаю свое советское детство. Выходные дни мы проводили во дворе и были совершенно свободными — играли в казаки-разбойники, лазили через заборы, бегали по крышам гаражей, играли в мяч в вышибалы и штандер-стоп, играли в классики, это когда прыгаешь на одной ноге и толкаешь круглую коробочку из-под гуталина, набитую песком, из квадрата в квадрат, закапывали в землю клады-секретики, прикрывали сверху стеклышком, чтобы в любой момент можно было посмотреть на эту красоту из фантиков, бусинок и кусочков разбитого зеркала.

Игр было множество — и для двоих, и для троих, и для команды. Никто нас не контролировал. А когда была плохая погода, мы играли в настольные игры — шашки, шахматы. Когда есть сестра, играть в шашки и шахматы очень удобно. Часто к нам присоединялись взрослые. Они особенно любили играть в лото и подкидного дурака. В общем счастливые были времена.

Вообще, игры — важнейший инструмент становления человека. Так было, так есть и так будет. Правда, сегодня появились цифровые, компьютерные игры. Тут, кроме смартфона, никто не нужен. Уткнулся, скрючился — и играй.

Интересно, а какие игры — старомодные или современные цифровые — наиболее благотворно влияют на детей? На мой взгляд, ответ очевиден. Тем не менее ученые психологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова решили поискать ответ на этот вопрос.

В эксперименте участвовали 136 детей. Это были старшие дошкольники пяти — семи лет. Их разделили на экспериментальные группы в соответствии с типом игры: ролевые игры, игры с правилами, цифровые игры. И конечно, была контрольная группа. Исследователи постарались, чтобы группы были уравнены по полу, возрасту и начальному уровню развития детей.

В течение трех месяцев эти группы посещали игровые занятия, которые длились по полчаса. Одна группа играла, условно, в казаки-разбойники, другая — в настольные игры, третья — в цифровые. Сразу после окончания эксперимента ученые провели пост-тесты. А затем повторили эти тесты через четыре месяца, чтобы посмотреть отложенный эффект.

Что анализировали ученые? Развитие зрительной рабочей памяти и слухоречевой рабочей памяти, когнитивную гибкость, поведенческий сдерживающий контроль — то есть умение управлять своим поведением, саморегуляцию. Все это влияет на формирование у ребенка так называемых исполнительных функций, под которыми в психологии понимают постановку цели, планирование, контроль, а также использование обратной связи.

И вот результат. Как и следовало ожидать, устойчивый положительный, то есть благотворный, эффект на развитие ребенка убедительно продемонстрировали ролевые игры и игры с правилами, то есть настольные.

Кроме того, долгосрочные эффекты ролевых игр и игр с правилами были значительно выше, чем в контрольной группе, не говоря уже о цифровых играх. Так что с детьми надо играть в сюжетно-ролевые и настольные игры, если хотите, чтобы они гармонично и успешно развивались, чтобы их психика была устойчивой и формировалась правильно (International Journal of Early Childhood).

Впрочем, никакого открытия здесь нет. Эксперимент лишь подтвердил мнение выдающегося советского профессора МГУ Л.С. Выготского, что игры — это важнейший, ключевой фактор детского развития. Думаю, Лев Семенович одобрил бы принятый Госдумой закон, запрещающий мобильные телефоны в школах. Наконец-то Госдума позаботилась о самом главном — о детях, их развитии и образовании.

Разные разности
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...