Бурная жизнь солнца | Научно-популярный журнал "Химия и Жизнь"

Бурная жизнь солнца
Гурьянов А.А.
(«ХиЖ», 2011, №2)
Солнце интересовало астрономов с древних времен. Но наши сведения о строении Солнца так же неполны и недостаточны, как и о Земле. В тело нашей планеты исследователи смогли углубиться всего на десяток километров (а это около тысячной доли ее диаметра). С Солнцем ситуация еще хуже. Прямыми оптическими методами можно изучать только первые сотни километров его глубины (стотысячные доли диаметра). Несмотря на это, сегодня исследования Солнца переживают подъем во всем мире - никогда прежде они не были столь интенсивными и многосторонними.

Клеточная терапия — это лечение различных заболеваний с помощью стволовых клеток (а вовсе не омоложение, как думают многие). Пока идут споры о безопасности и этичности этого вида лечения, ученые потихоньку продвигаются вперед и накапливают опыт клинических исследований. Сейчас в мире проводится примерно 80 протоколов по терапии стволовыми клетками, а это значит, что через 3-4 года абсолютное их большинство войдет в рутинную больничную практику. Многие ученые считают, что именно в этой области надо ждать революционного прорыва в лечении тяжелых заболеваний. >>
Нейроны, клетки сердечной мышцы, поджелудочной железы, кожи... Некоторое время назад всем было понятно, что их невозможно превратить друг в друга, судьба каждой из них жестко определена. Ведь в клетках разных типов генетическая программа реализуется по-разному, и ученые были абсолютно уверены, что, если клетка дифференцировалась, то есть развилась в какой-то определенный тип, этот процесс необратим. Но в 2010 году сразу нескольким исследовательским коллективам удалось изменить судьбу взрослых клеток и сделать из них клетки другого типа. >>
Первые попытки понять механизм горения связаны с именами англичанина Роберта Бойля, француза Антуана Лорана Лавуазье и русского Михаила Васильевича Ломоносова. Оказалось, что при горении вещество никуда не «исчезает», как полагали когда-то, а превращается в другие вещества, в основном газообразные и потому невидимые. Сегодня процесс горения проанализирован во всех деталях.

Город — это скопление множества людей на небольшой площади. Один чихнул — десять заразились. Поэтому в древности городское население, практически лишенное медицинской помощи, должно было, теоретически, постоянно болеть и вымирать. Однако этого не произошло. Более того, города процветали, и урбанизация планеты неуклонно набирала обороты. Объяснение этому парадоксу предложил английский генетик Марк Томас. >>
Существующая традиция связывать положение человека в обществе с теми или иными особенностями строения тела, зародилась тысячи лет назад: еще в шумерских текстах 3500 года до н. э. говорится о том, что у людей с более высоким социальным статусом выше рост и крепче здоровье. Но наиболее точная информация появляется с началом массовых антропометрических исследований. Вообще антропология предоставляет уникальные возможности для изучения физических качеств человека в культурном контексте — иначе говоря, с ее помощью можно понять как искусственная среда, в которой живет человек, воздействует на его тело. >>
Маркетинг, ориентированный на детей, — не новое явление, однако сегодня оно имеет более широкий размах, чем когда-либо. По подсчетам аналитиков, общий объем российского рынка детских товаров и услуг колеблется от четырех до семи миллиардов долларов. По мнению многих исследователей, современные дети вообще самая лакомая аудитория для маркетологов. Как реклама воздействует на психику детей? Какова специфика рекламы товаров, нацеленной на детей? Достаточно ли мер государственного регулирования рекламы, или необходимо саморегулирование в отрасли? Можно ли защитить детей от рекламы? Эти и другие вопросы продолжают оставаться на повестке дня. Некоторые возможные ответы — в этой статье. >>
— Ладно, я тебе и так скажу: бытовой мусор — это в основном упаковка. А что такое упаковка с точки зрения физики?

— Действительно, что? — рассеянно пробормотал я. Дверь никак не хотела становиться как надо.

— Квазитрехмерный объект с избыточной энтропией! >>