Убей вирус! (Часть 12)
Надежда Маркина
(«ХиЖ», 2020, №)

Вакцины – какие, сколько и на какой стадии?

Даже когда острая фаза пандемии COVID-19 закончится и меры карантина больше не будут нужны, сам вирус никуда не денется, а продолжит жить среди нас. Самый эффективный способ от него защититься – сделать вакцину.

Весь мир сейчас с надеждой смотрит на ученых, которые работают над созданием вакцины против коронавируса. Этой приоритетной задачей занимаются десятки лабораторий в мире. Агрегатор всех вакцин и лекарств против COVID-19 создал на своем сайте Институт Милкена (США). В нем уже насчитывается 123 (!) вакцины. Большая часть их проходит доклинические исследования на животных, но для 11 вакцин указано, что они перешли в фазу клинических исследований.

Есть ли в этой базе российские вакцины? Есть. Шесть вакцин разрабатывает Научный центр вирусологии и микробиологии «Вектор», одну – Санкт-Петербургский НИИ вакцин и сывороток, две – российская компания BIOCAD. Все они находятся на стадии доклинических исследований. И все эти девять российских разработок ВОЗ включила в перечень перспективных вакцин против вируса SARS-CoV-2.

Смысл вакцинирования в том, чтобы в безопасной форме «познакомить» организм с новым для него патогеном. Вакцина в той или иной форме содержит фрагмент инфекционного агента – антиген, вызывающий ответ иммунной системы в виде образования специфических антител. При этом некоторые лимфоциты, Т-клетки и В-клетки, сохраняют память на этот антиген, так надолго формируется иммунная память. Когда вакцинированный человек сталкивается с тем же антигеном, клетки памяти активизируются, и иммунный ответ развивается быстро. Это означает, что Т-клетки (Т-киллеры) быстро синтезируют токсичные для патогена вещества, а В-клетки быстро нарабатывают специфические к нему антитела. Быстрый иммунный ответ не даст развиться заболеванию, или же, если человек все же заболел, он перенесет этот недуг в легкой форме.

Для создания вакцин можно использовать разные методы, и практически все эти методы ученые сегодня применяют в построении защиты против вируса SARS-CoV-2. В атаке на него задействуют весь имеющийся арсенал, ибо никто не знает, какой тип вакцины пройдет испытания и спасет человечество.

Вакцины можно изготовлять непосредственно из штаммов бактерий или вирусов, либо в живом, но ослабленном, либо в убитом виде. В первом случае используемый патоген называют аттенуированным, во втором случае – инактивированным. Это самые традиционные и до сих пор самые распространенные типы вакцин. Среди разработок вакцин против SARS-CoV-2 такие тоже есть. Например, китайская компания Sinovac успешно протестировала на животных вакцину из инактивированного вируса. У мышей, крыс и макак-резусов после вакцинации образовались иммуноглобулины IgG – антитела, специфичные для S-белка вируса SARS-CoV-2 и его рецептор-связывающего домена. Результаты испытаний опубликованы в препринтной статье.

Более современный метод – рекомбинантные белковые вакцины, содержащие фрагменты вирусных белков, на которые вырабатывается иммунный ответ. Чаще всего это S-белок, взаимодействующий с рецептором для вхождения вируса в клетку. Две такие вакцины разработаны в центре «Вектор», белковую вакцину сделали также в Санкт-Петербургском НИИ вакцин и сывороток и в российской компании BIOCAD, сейчас они проходят доклинические исследования.

Для создания вакцины используют и другие вирусные векторы, например, аденовирусы, вирусы гриппа и др. В этом случае в инактивированный другой вирус вставляют ген антигенного белка коронавируса и в таком виде нарабатывают в культуре клеток. Российские вакцины на основе вирусных векторов (кори, гриппа А, везикулярного стоматита) разрабатывают и испытывают в «Векторе», вакцину такого же типа сделали и в компании BIOCAD.

Еще один современный тип вакцины – ДНК-вакцины. Они чаще всего состоят из кольцевой ДНК – плазмиды, в которую вставлены гены возбудителя, в данном случае, вируса. Эта ДНК проникает внутрь клетки, где она синтезирует вирусный белок, который служит антигеном, вызывая иммунный ответ.

Есть и РНК-вакцины, работающие на основе вирусной РНК. Чаще всего вакцина содержит фрагмент РНК, который производит S-белок. Одну вакцину такого типа уже начали испытывать на людях – в лидеры вышла разработка американской компании Moderna Therapeutics. Выпущена опытная партия вакцины, на первом этапе медики будут проверять ее безопасность на здоровых добровольцах. Эта вакцина содержит РНК, кодирующую стабилизированную форму S-белка вируса. Среди отечественных разработчиков РНК-вакцину создают в «Векторе» и в компании BIOCAD, они проходят доклинические исследования. Над созданием РНК-вакцин работают во всем мире, в том числе в Китае. Похоже, что сегодня именно этот тип вакцин имеет важное преимущество – РНК-вакцина может быть сделана и наработана в достаточном количестве быстрее, чем вакцины традиционного типа.