Нет, это не миллион долларов, а всего 250 тысяч рублей. Пока. Но зато все остальное… Внимательный читатель «Химии и жизни» наверняка заметил, что весь прошедший год на последней обложке журнала была размещена реклама Премии «Исток» имени академика И.В. Петрянова-Соколова. Это и есть «Нобелевка» для учителей. Впервые ее вручили 8 октября этого года в Нижнем Новгороде двенадцати учителям химии, физики и биологии.
История началась года два назад, когда меня и Юлию Германовну Горбунову (см. интервью с Юлией Германовной в «Химии и жизни», 2019, 3) пригласили на разговор с президентом РАН Александром Михайловичем Сергеевым. Из его кабинета мы вышли с поручением — придумать концепцию ежегодной премии для школьных учителей химии, физики и биологии имени академика И.В. Петрянова-Соколова. Идея премии простая — выразить признательность научного сообщества и государства учителям химии, физики и биологии, вдохновляющим учеников на выбор профессии в области науки и технологий.
Конечно, давно надо было сделать такую премию. Но до недавних пор чиновники занимались обратным процессом — изживанием предметов естественно-научного цикла из школьных программ. Да и сейчас некоторые лидеры школьного образования исповедуют и распространяют вздорные и опасные идеи, что эти предметы в школе не нужны вообще. Не удивлюсь, если они — активные сторонники идеи плоской Земли. Количество часов на эти предметы съежилось почти до бессмысленного минимума. И это в условиях, когда нам нужны сильная наука и промышленность, сильные исследователи, инженеры и технологи — для новой индустриализации, для ответа на глобальные вызовы, для сохранения суверенитета и безопасности разного рода. А решение всех этих проблем начинается в школе.
На самом деле, Российская академия наук всегда высоко оценивала титанический труд учителей, которые обеспечивали приток молодежи в науку. А сейчас, когда в школах стало невозможно работать из-за диктата чиновников, родителей и вседозволенности невоспитанных школьников, — тем более. Просто сегодня нужны отчетливые послания государству и обществу, что учителя химии, физики и биологии — это те, кто своими руками создает будущее наше и наших детей. Пора бы уже вспомнить очевидное: что сильное государство стоит на плечах учителей, врачей, ученых и военных. Задуманная А.М. Сергеевым премия для учителей — это лишь один из таких сигналов.
Почему премия носит имя академика Игоря Васильевича Петрянова-Соколова (1907—1996) — выдающегося ученого, участника атомного проекта, создателя знаменитых фильтров Петрянова для защиты людей в атомной отрасли, в космосе и на вредных производствах, а также большого общественного деятеля, сделавшего очень много для сохранения памятников культуры и природы в нашей стране? Дело в том, что Игорь Васильевич был своего рода мостом не только между наукой и промышленностью, но и между наукой и школой. Он создал академический научно-популярный журнал «Химия и жизнь» (на радость учителям и школьникам в том числе) и был его бессменным главным редактором до последних дней. Он был главным редактором серии книг «Ученые — школьнику», которую выпускало издательство «Педагогика» в 1970 — 1990 годах, редактировал «Детскую советскую энциклопедию». Делал все это с огромным удовольствием и пониманием важности таких усилий. Он всегда говорил, что если ученый не может просто и понятно объяснить школьнику, чем он занимается, то, значит, и сам не очень понимает. У Игоря Васильевича было много наград, но более всего он ценил медаль К.Д. Ушинского за вклад в педагогику и Премию Калинги, присуждаемую ЮНЕСКО «За популяризацию науки».
Какой же должна быть премия имени Игоря Васильевича? Несомненно — настоящей, то есть истинной наградой за заслуги. Ненастоящих премий, приглашающих претендентов подавать заявки, заполнять формы, представлять портфолио и даже плясать перед жюри, если надо, — много. А вот настоящих — мало. Одна из них, высоко ценимая в научном сообществе, — Нобелевская премия. Вот мы и решили, что премия Игоря Васильевича должна быть нобелевкой для учителей. А это значит, что самовыдвижение на премию невозможно. Что кандидатов на премию предлагает профессиональное сообщество (Институты развития образования, ассоциации учителей и т. п.). И что выдвижение на премию происходит в условиях строжайшей конфиденциальности: никто, кроме членов жюри, не должен знать имена претендентов и их количество. Премия должна быть ежегодной, и вручать ее надо в день учителя в октябре — параллельно с объявлением лауреатов Нобелевской премии.
Легко объяснить, почему мы назвали премию «Истоком». Школа, учитель — это, несомненно, исток, то есть начало судьбы и профессии. Кроме того, слово «исток» связано с водой. А вода — это не только среда, где развивается жизнь, но и любимое вещество Игоря Васильевича. В 1975 году он написал о воде книгу «Самое необыкновенное вещество в мире» — первую в серии «Ученые — школьнику». Поэтому в логотипе премии, который создал художник нашего журнала Александр Кук (он рисует обложки для «Химии и жизни»), изображена молекула воды. А слоганом премии стала фраза А.М. Сергеева «Слова учитель, ученик, ученый — однокоренные».
Все наши идеи понравились Александру Михайловичу, и процесс был запущен. В результате в прошлом году президент РАН и губернатор Нижегородской области, где родился И.В. Петрянов-Соколов, учредили премию. Призовой фонд на 2021 год в размере трех миллионов рублей сформировала Госкорпорация «Росатом», которая стала главным партнером премии — в Росатоме относятся к памяти Игоря Васильевича с особым пиететом и считают премию «Исток» чрезвычайно важной и своевременной.
Я оставила за скобками долгие препирательства с чиновниками разного уровня. Чиновники пытались нас убедить, что наша нобелевская схема неработоспособна — никто не будет выдвигать учителей, никто про них ничего не знает, никакой конфиденциальности не может быть в принципе. И вообще — «это так не работает»: если хочешь получить премию, сам пиши на себе представление и бегай по инстанциям. Мы, конечно, победили. Но опыт работы с государственными структурами в очередной раз показал, что это мучительное испытание и занятие не для слабонервных.
Ладно, Бог с ними. Поговорим о приятном — о первом результате. В этом, 2021-м, году жюри, в которое вошли достойнейшие из достойных (учителя, профессора, академики), рассматривало претендентов на премию из Приволжского федерального округа. Страна у нас большая, хороших учителей у нас очень много, очень хороших — много, поэтому выбрать практически невозможно. Да и сосредоточиться хотелось на регионах. Поэтому премия стартовала в одном Приволжском округе. Это позволило повнимательнее приглядеться к учителям.
В результате лауреатами премии в четырех номинациях стали 12 учителей химии, физики и биологии.
В номинации «За яркий и продуктивный старт в профессии учителя»:
Хлёвин Дмитрий Андреевич, учитель химии Республиканского лицея в Саранске;
Курашкин Александр Борисович, учитель физики, Лицей № 40 в Нижнем Новгороде;
Синичкин Евгений Аркадьевич, учитель биологии средней общеобразовательной школы № 14 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла, Новочебоксарск.
В номинации «За ценный вклад в школьное естественно-научное образование в условиях сельских территорий»:
Лебедев Валентин Григорьевич, учитель химии школы поселка Центральный Богородского р-на Нижегородской области;
Долгова Валентина Михайловна, учитель физики средней общеобразовательной школы № 2 поселка Энергетик Оренбургской обл.;
Уралёва Ольга Валентиновна, учитель биологии средней общеобразовательной школы села Нечаевка Мокшанского района Пензенской области.
В номинации «За ценный вклад в воспитание педагогической смены, наставничество»:
Ким Елена Петровна, учитель химии Гимназии № 1, Саратов;
Сабаев Сергей Николаевич, учитель физики Республиканского лицея, Саранск;
Домнина Людмила Викторовна, учитель биологии Лицей естественных наук, Киров.
В номинации «За выдающийся вклад в школьное естественно-научное образование»:
Ешкова Любовь Михайловна, учитель химии средней школы № 42 в Ульяновске;
Исупов Михаил Васильевич, учитель физики и астрономии Кировского физико-математического лицея в Кирове;
Юркина Людмила Ивановна, учитель биологии Республиканского лицея, Саранск.
|
Заместитель генерального директора по персоналу Госкорпорации «Росатом» Т.А. Терентьева вручает премию «Исток» в номинации «За яркий и продуктивный старт в профессии учителя» Александру Борисовичу Курашкину, учителю физики Лицея № 40 в Нижнем Новгороде
|
Жюри выбрало лауреатов в середине сентября. Решили, что огласим их имена в СМИ на День учителя, 5 октября, а 8-го, на форуме в Педагогическом университете в Нижнем Новгороде, вручим премию. Но ведь надо покупать билеты лауреатам, бронировать отель, да и реквизиты личных счетов нужны, чтобы все подготовить для перечисления премии на счета. Так что надо обзванивать лауреатов. Поручили мне, чтобы я заодно оценила, была ли соблюдена конфиденциальность, по реакции на мой звонок.
Это должно было выглядеть так же, как и в случае с Нобелевской премией: «Доброе утро! Вас беспокоят из Нобелевского комитета. Поздравляем, вы стали Нобелевским лауреатом 2021 года». — «Неужели? Да не может быть! А это не розыгрыш?» и так далее. Текст у меня был другой, но смысл такой же. Дождалась, пока закончились уроки в школах, и села за телефон.
В общем, это были вдохновляющие три часа. «Здравствуйте, вас беспокоит… Я звоню по поручение президента Российской академии наук… чтобы…» Многие были уверены, что это ошибка. «Вы, наверное, ошиблись. Я не подавала (подавал) ни на какую премию». Спрашиваю — как можно подавать на премию? На гранты — можно, на субсидию — можно, можно участвовать в конкурсе, но подать заявление на премию нельзя по определению. Кто-то из лауреатов меня знал, поэтому верил безоговорочно.
Все интересовались, кто же его выдвинул? Кто оценил его работу и заслуги? В том, что конфиденциальность не была соблюдена, я усомнилась лишь в двух случаях — лауреаты не поинтересовались, кто их выдвинул. На самом деле — отличный результат для старта! Я объясняла, что будет происходить дальше, когда и где церемония, кому в правительстве в Нижнем Новгороде надо направить свои данные для билетов, реквизиты, с кем подписывать соглашение об использовании персональных данных.
Разговоры затягивались. Всем приходилось подробно рассказывать, что за премия, кому и зачем, какова процедура. Премия-то новая, вручается впервые. Из телефонной трубки на меня лились волны радости и счастья от неожиданного признания, пока я не набрала номер 11-го лауреата, учителя физики. Мою речь, заученную от многократного повтора, женщина на другом конце провода слушала терпеливо и бесстрастно. Она не проронила ни слова. Но когда я дошла до оргвопросов — персональных данных, реквизитов, она сказала: «Вот мы и добрались до самого главного. Ха-ха-ха». И бросила трубку. Я опешила от неожиданности. Перезвонила, но трубку не брали. Конечно, мы дозвонились до Института развития образования, который выдвинул ее на премию. В итоге все разъяснилось и уладилось. «Вы уж не обижайтесь на нее. Сами знаете, сколько мошенников развелось. А у нас на селе люди бдительные».
В Нижнем Новгороде, на пресс-конференции наша бдительная лауреат рассказала, что действительно не поверила ни одному моему слову. Положила трубку и сказала мужу:
— Представляешь, какими изощренными стали мошенники — мне сейчас предлагали Нобелевскую премию!
— А ты что? Отказалась?
— Да.
— Ну и зря. Мне лодку с мотором надо обновить.
Я еще тогда подумала, что это мошенничество с облегчением банковских счетов по телефону, наверное, сугубо российское явление. Что-то не помню случая, чтобы нобелевские лауреаты принимали представителей Нобелевского комитета за мошенников. За розыгрыш коллег — да.
Правительство Нижегородской губернии устроило прекрасную программу лауреатам благодаря усилиям Ирины Альбертовны Зверевой — поселили в лучшем отеле города, торжественно вручили премию на сцене университета в полном зале, организовали пресс-конференцию для лауреатов и чаепитие с президентом РАН А.М. Сергеевым, и в тот же день премии поступили на личные счета лауреатов. А еще пригласили в театр, организовали роскошную экскурсию по городу, который преобразился к своему 800-летию до неузнаваемости. В общем — два дня счастья. Впрочем — нет, не два дня. Когда учителя вернулись домой, о них уже говорили в их городах и поселках, надо было общаться с журналистами.
Настоящей героиней в Ульяновске стала Любовь Михайловна Ешкова, учитель химии, которая 43 года проработала в одной и той же средней школе № 42. Она получила премию в номинации «За выдающийся вклад в школьное естественно-научное образование». «Наверное, меня отметили за то, что я воспитала очень много ребят, связавших свою жизнь с химией, это врачи, учителя, химики…», — предположила Любовь Михайловна в одном из интервью UlPravda.ru.
|
Президент РАН А.М. Сергеев вручает Премию «Исток» Любови Михайловне Ешковой, учителю химии средней школы № 42 в Ульяновске, за выдающийся вклад в школьное естественно-научное образование |
Да, Любовь Михайловна, за это и за то, что вы влюбляете детей в химию с первого класса. «Дети очень чутко чувствуют отношение самого учителя к своему предмету. Если они чувствуют влюбленность, то это становится для них толчком к тому, чтобы попробовать изучить и понять, за что же этот педагог любит свой предмет. И заметьте, номинированы учителя трех предметов — химии, биологии и физики, которые нельзя изучать чисто теоретически. Эксперимент в этих науках должен стоять на первом месте. А я фанатка эксперимента, показываю детям все, что можно и что нельзя, а точнее, то, чего нет в учебной программе. И дети в восторге, даже первоклассники — они посещают кабинет химии во время первой школьной экскурсии и потом ждут встречи с этой наукой».
«Для меня ценна не сама премия, а признание на таком уровне — оно дорогого стоит. На это положена вся жизнь, и, значит, все не зря», — призналась Любовь Михайловна.
Звездой чувашских медиа стал Евгений Аркадьевич Синичкин, учитель биологии средней общеобразовательной школы № 14 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла в Новочебоксарске — лауреат в номинации «За яркий и продуктивный старт в профессии учителя». Действительно, Евгений Аркадьевич работает в школе № 14 с 2015 года, а до того вел занятия в кружках дополнительного образования и работал в заповеднике «Присурский».
|
Евгений Аркадьевич Синичкин, учитель биологии средней общеобразовательной школы № 14 в Новочебоксарске, стал лауреатом премии в номинации «За яркий и продуктивный старт в профессии учителя». Премию вручают президент РАН А.М. Сергеев и заместитель губернатора Нижегородской области А.Г. Саносян |
Вот что пишет газета «Грани» о нашем лауреате: «Последние шесть лет, что он работает учителем, действительно стали ярким стартом его педагогической карьеры. Так, один из проектов, который он реализует в школе, называется “Нескучные уроки в кедах”. По сути, это настоящие образовательные экспедиции для ребят. Пока их состоялось пять. В их числе — “Время летать”, “По следам Робинзона Крузо”, “В гости к сусликам”. Как считает Евгений Аркадьевич, современный учитель должен досконально знать свой предмет и уметь интересно рассказать о нем детям. Тогда ученики будут любить уроки и уважать преподавателя.
Кстати, самому Евгению Синичкину это удается в полной мере. Среди его учеников уже есть победители республиканских и муниципальных олимпиад по биологии и экологии. В этом году в 11-м классе школы № 14 учится группа ребят, выбравшая естественно-научный профиль. Все они собираются поступать на специальности, связанные с химией и биологией».
Ну что ж, кажется, премия получилась действительно настоящей. И еще мне кажется что, это начало большой дружбы между учителями из разных городов, между учителями и учеными, учителями и журналистами… Игорь Васильевич был бы доволен.
Фото предоставили Г.Д. Засухина, супруга И.В. Петрянова-Соколова, и Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области