«Химия и Жизнь», Сентябрь 2022

В номере:

С.М. Комаров
  Размышления

Все ли готово для войны роботов, войны идущей как и с их помощью, так и между ними? Когда на окопы обрушится волна каких-нибудь робособак? Этот день еще далек. Пока что роботы-убийцы — это штучный и дорогой товар. Абы на кого они не нападают.

Результаты: астрофизика

Изучение небольших околоземных астероидов стало одним ведущих направлений современных исследований космоса. Американский космический зонд OSIRIS-Rex в следующем году привезет грунт астероида Бенну. Взятие пород его поверхности позволило оценить их прочность и пористость, а также высказать предположение о механизме образования самого астероида.

Результаты: астрофизика

Вблизи астероида Бенну чуть больше полукилометра диаметром космический зонд OSIRIS-REx находился с 2018 по 2020 год. За это время с помощью видеокамер и лазерного локатора ученые создали подробную цифровую карту малого небесного тела. Детальный анализ карты показал существование террас, то есть многочисленных ступеней рельефа, примерно параллельных широте.

Результаты: астрофизика

Первые планеты вне Солнечной системы были найдены три десятилетия назад. Сейчас астрофизики достоверно знают о существовании пяти тысяч экзопланет, большинство из которых открыл специализированный космический телескоп Кеплер. Недавно в астрономическом журнале США появились работа, в которой астрономы Массачусетского технологического института сообщают, что несколько из этих планет на самом деле маленькие звезды.

Результаты: астрофизика

Астрометрия - один известных способов обнаружения двойных звезд и экзопланет. Если планета существует в двойной звездной системе, то никакой другой метод не позволит полностью восстановить взаимное расположение орбит всех трех тел системы. Недавно открытая планета у двух звезд GJ 896A и GJ 896B движется в направлении, противоположном обращению звезд-компаньонов. Это первый случай обнаружения такой орбитальной конфигурации в компактной двойной звездной системе.

Результаты: астрофизика

Астрономы до сих не понимают, как образовались самые массивные звезды, те, масса которых более чем в сто раз превышает массу Солнца. Такие гиганты обычно находят в центрах самых плотно заселенных звездами кластеров. Недавно на восьмиметровом телескопе международной Южной обсерватории Джемини наблюдатели получили лучшее на сегодняшний день изображение R136a1. Это самая массивная из известных астрофизике звезд, которая находится на расстоянии около 160 тыс. световых лет от Земли.

Биолог Дэвид Гудселл, научный сотрудник Скриппсовского исследовательского института в Ла-Хойе, рисует биологические структуры. Причем старается, чтобы они выглядели не объектами научного исследования, а произведениями искусства, продуктом фантазии художника. Зачем он это делает?

В последние десятилетия медики неустанно нам объясняли, что жиры, особенно насыщенные, увеличивают риск сердечно-сосудистых заболеваний. Люди, озабоченные своим здоровьем, вняли этим увещеваниям и перешли на углеводы. С этого времени началась эпидемия ожирения и сахарного диабета 2-го типа, при этом сердечно-сосудистые заболевания никуда не делись, потому что лишний вес и диабет их провоцируют. И что делать, спрашивается? Оказывается, переходить на жиры. Чтобы оценить аргументы сторонников этой идеи, совершим кратчайший экскурс в биохимию.

Е. Котина, О. Нестеренко

Как часто в природе скрещиваются разные виды животных? Намного чаще, чем можно предположить, причем у птиц межвидовая гибридизация, по-видимому, более распространена, чем у млекопитающих.

Корни у лопухов сладкие и съедобные. Молодые листья и черешки тоже едят, их добавляют в супы и салаты. Сырой лопух немного горчит, поэтому возбуждает аппетит. Кроме того, лопух — целебное растение.

Л.Е. Перлов
  Спросите учителя

Страшный сон школьника — географическая номенклатура. Еще страшнее — необходимость не просто выучить десятки названий, но и обозначить весь этот кошмар на контурной карте. И при этом не перепутать горы с реками, а города — с проливами. Зубрить все это, как правило, очень скучно. Кажется, что какой-либо логики в номенклатуре не просматривается. Однако некоторые из географических названий вообще могу свести с ума.

Л.А. Ашкинази
  Размышления

Согласно энциклопедии, психология — это научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Она включает в себя фундаментальную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладную психологию, изучающую психические явления в естественных условиях, и практическую психологию — применение психологических знаний на практике. Прикладная и практическая психология — важный элемент жизни и литературы, причем в фантастике — это психология инопланетян и роботов. Отличается ли она от нашей с вами, может ли отличаться, и чем именно?

Диагностикум

В прошлом номере мы рассказали о висцеральной практике. Это новый раздел медицины, созданный выдающимся врачом, нашим современником Александром Тимофеевичем Огуловым. Висцеральная терапия включает в себя не только методы естественного оздоровления, но и всесторонне разработанную безынструментальную диагностику заболеваний. Начнем знакомиться с некоторыми ее элементами.

Татьяна Тихонова

Дождь всю ночь стучал по карнизу, шлепал по лужам на полу в кухне. От карниза когда-то остался лишь оплавленный кусок железа. От кухни — терраса с видом на пустынную улицу. Улицу расчистили давно, как только выбрались наверх из укрытий, подвалов и колодцев.
— Баррикады, мы строили баррикады, — рассказывала потом мама. — Безумие накрывало после дождя. Известия приходили отовсюду — мир вдруг сошел с ума. Улица шла на улицу, дом на дом. За еду, магазин, аптеку, за лекарства, а потом и за военные склады. Квартиру выбирай и занимай любую — дома пустели. Люди… кто погибали, кто просто уходили, уезжали навсегда из наших мест. Другие приходили, приезжали к нам. Круговорот людей.

Короткие заметки

Телескоп «Джеймс Уэбб» ведет наблюдения Вселенной начала времен, астрофизики расшифровывают данные, а космологи смотрят на результат и, похоже, приходят в ужас. Кошмаром, открывшимся космологам, воспользовались маргиналы от науки и повели подкоп под святое: Большой Взрыв. В чем суть скандала?

Короткие заметки

Американские энтузиасты во главе с независимым исследователем Умангом Бхаттараи проанализировали идею создания теплоотражающего экрана над полюсами Земли для борьбы с глобальным потеплением.

Егор Альтегин

Девочка была хороша.
Аккуратное личико с красивыми, разве что чуть полноватыми губами, стройная фигурка. Ну да, может, и чересчур стройная, но для разнообразия пойдет. Никакой дурацкой жеманности и напыщенности, никаких банальных фраз на латыни из тех, что заставляют учить девиц их матримониально настроенные матушки. Да, с манерами не очень. Но принц чертовски устал от правильных девушек, а вот прикоснуться к этакой первобытной прелести, думается, будет весьма любопытно.