Маклюра — неприкаянный плод

Н. Ручкина

pic_2022_03_48.jpg

Иллюстрация Петра Перевезенцева

Давным-давно на Земле жили гигантские растительноядные млекопитающие. И питались они крупными плодами. Потом вся эта мегафауна вымерла, а растения остались, и лежат их плоды, никем не съеденные. Один из таких реликтов — маклюра оранжевая. Эту гипотезу предложили американские исследователи, озадаченные тем, что у маклюры нет естественных распространителей. Так они, может, в прошлом были? Но это предположение маловероятно: если в наше время маклюрой не соблазнились ни человек, ни зверь, ни птица, то почему она должна была нравиться гигантским ленивцам, лошадям и слоноподобным гомфотериям?

Род Maclura принадлежит к семейству тутовых и назван в честь американского геолога шотландского происхождения Уильяма Маклура (1763–1840). В него входят около десятка видов, растущих в умеренном и тропическом климате. Некоторые из них съедобны, а маклюра оранжевая — нет, и это обидно, потому что плод ее велик, красив и необычен. Созревает он на листопадных деревьях высотой 9–12 метров.

На каждом дереве растут либо мужские, либо женские цветки. Мужские цветки маленькие, бледно-зеленые и собраны в кисти. Женские образуют плотный шарик, и из этого соцветия потом получается сложный плод. Он состоит из множества маленьких костянок, наполненных млечным соком и покрытых общей мясистой кожурой. Видовое название M. pomifera означает «плодоносная», и не зря. Плоды диаметром 13–15 см весят около 450 граммов, а рекордсмены достигают 700 граммов. На дереве бывает до 100 соплодий общим весом в 40–50 кг. Своим желтым цветом и бугристой кожурой зрелые плоды маклюры напоминают апельсин, поэтому ее называют ложным апельсином и адамовым яблоком, хотя ни к яблокам, ни к апельсинам она отношения не имеет.

Созревшие плоды падают на землю и остаются лежать, где упали. Почти никто на них не зарится, разве что чернохвостые олени в Техасе, иногда лошади. По словам пробовавших маклюру, у нее огуречный привкус, но вообще, она горькая. Английская королева Виктория тоже отведала, и ей не понравилось. Белки умудряются проделывать в плодах отверстия, извлекают из них семена и щелкают как орехи. Под деревьями нередко находят плоды со здоровенной дырой, окаймленной засохшим млечным соком.

Родина маклюры оранжевой — южная часть Северной Америки, где она занимала довольно небольшой ареал. Это неудивительно, поскольку естественных распространителей у маклюры нет и семена прорастают там, где падают плоды. Индейцы высоко ценили ее древесину, прочную, гибкую и очень долговечную. Они делали из нее луки и готовы были преодолевать сотни миль, чтобы добраться до зарослей маклюры. При этом индейцы не сажали деревья поближе к дому, хотя они неприхотливы и великолепно размножаются семенами.

Европейские колонисты делали из маклюры железнодорожные шпалы и столбы для заборов. Они же стали сажать маклюру вокруг пастбищ. Нижние ветви у дерева колючие, и заросли образовывали практически непроходимую стену. Изгороди из маклюры были популярны до конца XIX века, когда им на смену пришла колючая проволока. Казалось бы, живые изгороди лучше, но их приходилось ежегодно обрезать, чтобы поддерживать границы, а также латать дыры, образовавшиеся в результате гибели отдельных деревьев.

Тогда же маклюру как декоративное растение завезли в Европу и Азию, где она прекрасно себя чувствует. Но ее роскошные плоды не дают людям покоя, и они придумали отпугивать ими тараканов. Белые поселенцы американского Запада клали плоды в буфеты, в Узбекистане накрошенную маклюру раскладывают в доме. Запах у плодов действительно сильный, многим насекомым он не по нутру. В 2011 году специалисты из Иллинойса доказали, что разрезанные и целые плоды маклюры не нравятся европейским сверчкам. В том же году в Университете Айовы установили, что водный дистиллят и гексановый экстракт спелых плодов отпугивают рыжих тараканов (прусаков), но не всех, а немногим больше половины. Удалось даже отыскать отдельные вещества – репелленты. Возможно, в концентрированном виде они действительно прогоняют насекомых. Однако плоды маклюры как репеллент показали себя не особенно эффективно.


pic_2022_03_49-2.jpg

Соплодие M. pomifera, целое и в разрезе

Фото Mahieddine23, CC BY-SA 3.0


Во многих странах маклюру используют как лекарственное растение. Североамериканские индейцы команчи промывали отваром корней воспаленные глаза. По мере того как дерево расселялось по миру, расширялось и его медицинское применение. В Европе и Азии добрались до плодов. Из них готовят спиртовую настойку и мазь. Чтобы приготовить мазь, спелые плоды измельчают, смешивают со свежим нутряным свиным жиром и томят в духовке или на паровой бане двое суток. Эту мазь втирают при фурункулах и абсцессах, делают из нее компрессы для лечения остеохондроза, мастопатии и суставных болей. Спиртовую настойку используют наружно или пьют при сердечно-сосудистых заболеваниях. Иногда компрессы делают из отвара или плодов, измельченных в кашицу. Свежим млечным соком выводят бородавки.

Растет маклюра и в России, в том числе в Крыму. В продаже есть мази, настойки, кремы и гели, на упаковке крупными буквами написано «маклюра», однако на самом деле у этих препаратов очень сложный состав и вклад маклюры в их действие определить нельзя.

Биохимический состав плодов маклюры активно исследуют. В них преобладают изофлавоноиды, они изучены лучше всего, особенно помиферин и осаджин. Осаджин получил свое название от еще одного обиходного названия маклюры, «апельсин осейджи», а осейджи — индейское племя, жившее рядом с маклюрой. Осаджин и помиферин уничтожают некоторые бактерии, в том числе кишечную палочку, возбудителей листериоза и пневмонии, золотистый стафилококк. В опытах на животных они улучшали работу сердца. Изофлавоноид сканденон помогает мышам при отеке задней лапы и отеке уха — снимает воспаление и облегчает боль.

pic_2022_03_49-1.jpg

Маклюра неприхотлива и растет быстро

Биологически активные соединения есть и в других частях растения: коре, листьях, семенах и корнях. Древесина, например, содержит антимикробное и противогрибковое вещество 2, 3, 4, 5-тетрагидроксистильбен, недаром древесина M. pomifera не гниет.

В целом, биохимический состав маклюры таков, что от нее можно ожидать целебных свойств, однако в клинике их, к сожалению, не изучали. Но, с другой стороны, и зеленку не изучали в клинике.

Не следует также забывать про семена. Они довольно крупные, до сантиметра в длину, в одном соплодии бывает до 30 штук, и их легко извлечь, если несколько дней подержать плод в воде. Семена изначально кремового цвета, но со временем и на воздухе становятся коричневыми. Из этих семян, столь любимых белками, отжимают масло, которое содержит незаменимые жирные кислоты и каротиноиды. Оно также поглощает ультрафиолетовое излучение в диапазоне 100–400 нм, поэтому его можно использовать в косметической и парфюмерной промышленности, в том числе в солнцезащитных кремах.

M. pomifera — не единственный представитель рода, востребованный в народной медицине. В лесах Амазонки растет M. tinctoria, или фустик. Его древесина также прочна и не гниет, из нее получают желтую краску. В Амазонии корой и листьями фустика лечат кашель, подагру, фарингит, ревматизм, боли в горле и сифилис. Млечный сок его коры используют как слабительное, мочегонное и противовирусное средство и лекарство от ревматизма.

Но самое занятное наблюдение сделали венгерские исследователи, проведшие пять месяцев среди индейцев сообщества Порвенир, которые живут в резервации в боливийской Амазонии. Индейцы спасаются млечным соком M. tinctoria от зубной боли — капают его прямо на зуб или жуют застывшую массу, пока боль не пройдет. А если зуб надо удалить, большой кусок смолы прижимают к зубу и оставляют на несколько дней. Эту процедуру повторяют, пока зуб не выпадет. Увы, неизвестно, насколько эффективно лечение. А соплодия у фустика мелкие, не больше двух сантиметров в диаметре, зато сочные и сладкие.


pic_2022_03_50.jpg

Женское соцветие маклюры оранжевой

Фото H. Zell, CC BY-SA 3.0


Разные разности
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...