Науки: как сравнивать? (статья первая)

Л.А. Ашкинази
pic_2022_03_36.jpg

Иллюстрация Александра Кука

В управлении преподаванием есть такая мода — агрегированные курсы, предполагающие слияние наук. «Сбросить с парохода современности» вековой опыт развития наук и их преподавания — увлекательное занятие. Особенно для тех, кто ничего другого не умеет. Однако это может быть и вынужденной мерой — при урезании часов на конкретные предметы. Сделать действительно хороший агрегированный курс, может быть, и возможно. С учетом вреда от вытеснения классических предметов, это все равно может принести больше вреда, чем пользы. Но можно с относительно небольшим риском после изучения классических наук по нормальным учебникам прочитать несколько лекций, посвященных сравнению наук. От которых вполне может быть и польза.

Науки измеряют — какие и как

Есть разные способы сравнения наук. Например, можно посмотреть на зарплаты в разных науках, на потребность общества, на конкурсы в вузах, на традиции написания статей, на источники финансирования, на роль «внутреннего интереса» и внешнего заказчика, на тип заказчика (другие науки, техника, социум, отдельные люди) и т. д. Для решения разных задач можно использовать сравнение по разным параметрам. В этих двух статьях даны примеры сравнения наук по многим параметрам, в частности по источникам объектов, по тому, что и как они измеряют, есть ли в них мечта о единой теории, претендуют ли они на объективность. Все параметры разделены на две группы — метрологические и прочие. Причина этого деления такова.

Автору этой статьи довелось по поручению проректора преподавать метрологию в Московском государственном институте электроники и математики (вплоть до его поглощения ВШЭ) на пятом курсе факультета прикладной математики. Вот уж кому вольт-метры и штангенциркули были до лампочки! Поэтому автор, чтобы студентам было интереснее, включил в курс, кроме обычных физических и инженерных измерений, измерения в социологии и психологии. Курс преподавался несколько лет, причем доли материала, относящегося к разным дисциплинам, менялись от семестра к семестру. Студенты наиболее позитивно оценили вариант, в котором примерно равные доли отведены измерениям в разных науках.

После этого автор сообразил, что взгляд со стороны метрологии универсален, что он применим не только в естественно-научных, но и в гуманитарных дисциплинах: и искусствовед, оценивая живопись, и судья на чемпионате по фигурному катанию — все они измеряют. А уж заинтересовавшись сравнением наук, обнаружил, что кроме метрологических параметров есть и другие способы сравнения. О них будет рассказано во второй статье. А сейчас обратимся к метрологии, опираясь на авторитет Галилея: «Нужно измерять все измеримое и делать измеримым то, что пока еще не поддается измерению».

Приборы

В метрологии есть несколько основных понятий, которые рассматриваются в любом учебнике. Например — эталон, прибор, методы обработки данных и т. д. Попробуем сопоставить физику и технику с социологией, психологией и экономикой по некоторым из этих базовых понятий. Базовое понятие для метрологии — эталон. Он есть в физике и технике, но его нет в остальных трех дисциплинах. В психологии есть понятие «норма», но оно не вполне четкое, есть даже термин «вариант нормы». А в социологии и экономике эталона нет потому, что слово «эталон» воспринимается как нечто нормативное, обязательное, а серьезному социологу или экономисту неловко объявлять какое-то устройство общества обязательным.

Понятие «прибор» используется в физике и технике, в других областях так не говорят. Но, по сути, приборы есть везде: у социолога — это анкета или наблюдение, у психолога — тесты, у экономиста — данные статистики. В классической метрологии вопрос о приборе не возникает, приборы существуют и работают. Проблемы возникают по мере выхода из области рутины, когда мы начинаем измерять нечто новое или в новых условиях.

В социологии ситуация иная. Стандартных приборов у социологов нет, идея стандартизации приборов — анкет и методов наблюдений — непопулярна. Один из источников проблем — слишком сильная «связь с жизнью»: социология общается с респондентами на естественном языке и использует его при интерпретации наблюдений, поэтому международные стандарты создать трудно. Вспомним, что именно контакты между странами, и прежде всего торговля, служили и служат стимулом для стандартизации.

Анкеты, наблюдения и эксперименты в социологии — не чисто социологические, а частично психологические инструменты: они применяются к отдельным людям и лишь потом, после обработки, проектируются на общество. Нечто подобное есть в технике, когда контролируется несколько образцов, а вывод делается о партии продукции. Более «социологичны» экспертные опросы, когда специалистам задают вопросы об обществе — социологичность в этом случае вносит мозг эксперта. Социологическим инструментом являются фокус-группы, мозговые штурмы и прочие методы, охватывающие хотя бы малую группу, но сразу. Причем способом, который подключает, хотя бы в миниатюре, механизмы, реально работающие в обществе (например, давление авторитета).

Социологическими являются методы, применимые ко всему обществу сразу, методы, интегрирующие мнения отдельных людей посредством методов «социального интегрирования», например, выборы.

А вот в распространении слухов, анекдотов и мод роль психологии кажется большей. Заметим, что даже если в общество что-то (например, слух) попало вполне детерминировано («вброс»), то ведь в «генераторе вбросов» эта информация (то есть слух) тоже должна была как-то возникнуть. Великий Аристотель считал, что мыши зарождаются сами, в нильской грязи; современная физика считает эту гипотезу сомнительной. Надо бы спросить у биологов.

Величины и проблемы

Обычное определение таково: физическая величина — одно из свойств, общее в качественном отношении для многих физических объектов, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них. Но что такое «химическая» или «биологическая» величина и существуют ли таковые, не являющиеся «физическими»? Например, чисто биологической величиной можно было бы назвать устойчивость вида к изменению условий обитания или «окно контакта» — период «контактопригодности» для инопланетных цивилизаций (Станислав Лем). Возможно, что интуитивно ощущаемое затруднение при введении этих понятий означает проникновение физики в химию и биологию на уровне измеряемых величин. Отражает эту ситуацию и язык: выражения «химические величины» и «технические величины» употребляются в интернете в 100 раз реже, чем выражение «физические величины».

Социологическую величину по аналогии можно определить, как одно из свойств социологического объекта, общее в качественном отношении для многих социологических объектов (обществ), но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них. В физике и технике процесс превращения интуитивных представлений в измеряемые величины начался давно, идет по сей день, и большое количество таких величин уже создано. В социологии процесс выработки понятий идет все время, но устоявшихся согласованных величин пока немного (индекс потребительских настроений, индекс социальных настроений). Разные исследователи изучают один и тот же процесс и измеряют то, что интуитивно кажется одним и тем же, разными инструментами (в том числе и разными анкетами).

В социологии и психологии параметры обычно связаны, их связь — сама объект изучения, и структура этой связи может быть различна. Психологами этот, с точки зрения физика или инженера, странный факт не скрывается, более того, они пишут, что психологические тесты должны использовать профессионалы и применять комплексно. Физик если и согласится с тем, что напряжение должны измерять физики (но улыбнется), то утверждению, что напряжение можно измерять только одновременно с током, сильно удивится.

В физике и технике измерение становится проблемой, когда предполагается измерять какую-то новую величину. В социологии эта проблема отчасти завуалирована тем, что большинство исследователей создает свои инструменты (анкеты) самостоятельно. Проблема возникает, если предполагаются измерения в необычных условиях, причем «необычные условия» можно понимать по-разному. Например, измерения обычного значения мощности, но с необычной точностью, или с обычной точностью, но на необычной частоте — при необычных значениях других параметров того же объекта или сигнала. В социологии большинство опросов проводится с людьми старше 18 лет. Адаптация анкет для младших возрастов, причем обеспечивающая сопоставимость результатов, — проблема.

Важный вид необычных условий — измерения с особо малым влиянием на объект ради увеличения точности или в ситуации промышленного шпионажа. В социологии незначительность влияния на объект — одна из важнейших задач. Важно не только влияние вопросов на респондента в процессе работы с данной анкетой, но и воздействие работы с другой анкетой неделю назад.

Еще один вид необычных условий — особые внешние условия. Высокая или низкая температура, значительный уровень радиации, агрессивная среда, высокое давление или вакуум. В социологии примером может служить изучение мнений людей в «горячих точках», тюрьмах, замкнутых социальных группах (олигархи, бомжи, сотрудники силовых структур, наркоманы и т. п.).

Выбор объекта для измерений

Если принять, что эксперименты на людях вообще недопустимы, то социология и психология получают статус «наблюдательной науки», которым они будут отличаться от естественных наук, но не от всех. Статус наблюдательной науки имеют, например, почти вся астрофизика и космология. Тем не менее они — науки; правда, быть науками им помогает то, что они и информационно, и методически связаны с остальной физикой.

Во многих случаях при измерении имеются свободные параметры. Если надо измерить напряжение на этих клеммах в данное мгновение, то вопрос о свободных параметрах не возникает, но если надо измерить рост человека, то возникает вопрос — утром или вечером его измерять? Напряжение в сети — днем или ночью? Квалифицированный метролог понимает, есть ли в конкретной ситуации свободные параметры, из опыта работы может представить себе, существенны ли они, а при сомнении — проведет соответствующие измерения. В социологии эта проблема стоит не менее остро, и есть традиционные методы ее решения (рандомизация, квотная выборка и т. д.).

В технике этот вопрос тоже возникает — бывают производства со 100%-м контролем, а бывают с выборочным: у каждого десятого, сотого или какого-то иного изделия контролируется некий параметр. Выбор частоты контроля определяется скоростью дрейфа данного параметра, стоимостью контроля и «стоимостью» пропуска какого-то количества бракованных изделий, а образцы из партии или пробы вещества берутся случайным образом или равномерно по массиву. Проблема выбора объекта существует и в физике, например — в физическом материаловедении. Как правило, исследуют несколько однотипных объектов, чтобы убедиться в их, с необходимой точностью, одинаковости. Либо обнаружить существенные и интересные различия и продолжить исследование. Для социологии проблема репрезентативности выборки — фундаментальный вопрос. Задача составления выборки в социологии отчасти подобна задаче составления выборки при контроле партий изделий в технике.

Зависимость любого измеряемого параметра от времени может быть интерпретирована, как в социологии, так и в физике, разными способами. Можно считать, что это правильное, закономерное изменение параметра. Например, измеряя напряжение в сети и заметив, что к вечеру оно несколько уменьшается, мы говорим, что сеть перегружена. Чем такое изменение систематичнее, тем скорее у нас появится теория. Особенно если есть дополнительные данные, говорящие об этом же (уменьшение частоты). Другой вариант — ситуация, которую мы интерпретируем как поломку, аварию, как «респондент не в себе». Но трудно представить себе такое изменение напряжения, что мы скажем: «сеть изменилась» или «это другая сеть». Между тем фразу «он стал другим человеком» мы сказать можем. А могут ли социологи сказать: «Общество стало другим»? В обыденной речи так говорят.

Многократные измерения

Важный вопрос практической метрологии — сколько измерений делать. Обычно пишут, что измерения должны проводиться многократно, и долго обсуждают, достаточно ли двадцати, или лучше тридцать. Однако любому инженеру и физику известно, что большинство измерений человек делает один раз. Но когда человек все-таки решает, что измерения надо повторить? А проделать третий раз? А четвертый? Когда он начинает подозревать зависимость от времени и какую? Когда простой линейный тренд, а когда что-то более сложное? И как он это расшифровывает, какие гипотезы клубятся в его голове и как это влияет на его дальнейшие действия? Кажется, это никто не изучал, а ведь это — повседневная практика. Заметим, что многократное повторение измерений может как раз сильно искажать результаты, если само измерение влияет на объект.

Ситуации с многократными измерениями можно разделить на две группы. Одна — когда мы много раз подряд измеряем «одну и ту же» величину. Например, взвешиваем одну и ту же монетку. Полученный в этом случае разброс является свойством прибора. Другая ситуация — когда мы изучаем разные «предъявления» одной и той же величины, но реально она может при разных предъявлениях оказаться разной. Например, на монетку может упасть пылинка. Вот более реальный пример: изучаем загрязнение местности радионуклидами и хотим характеризовать загрязнение одним числом, но образцы для анализа отбираем каждый раз заново. В социологии влияние измерения на объект неизбежно, и это вносит свою специфику. В психологии такое влияние еще сильнее, пример — измерение давления гипертоником.

Погрешности

Источников погрешностей несколько. Например, погрешность модели: мы описываем явление или объект в соответствии с каким-то нашим пониманием и вычисляем параметры в рамках этой модели, а на деле объект или явление устроены сложнее. Например, мы хотим изучить температурную зависимость сопротивления проводника, но эта зависимость нелинейна, и, аппроксимируя ее прямой, мы уже делаем ошибку.

Другой источник — влияние прибора на объект. Причем в некоторых случаях это влияние настолько сильно, что разрушает или повреждает объект, поэтому в технике есть такая тема: «неразрушающие измерения». В принципе, возможна и ситуация, когда прибор влияет на объект так, что искажение данного измерения невелико, но будут искажены последующие измерения. Очевидно, что все это относится и к психологии, и к социологии: разговор с психологом может повлиять на человека, заполнение социологической анкеты — тоже. Порядок следования вопросов в анкете, формулировка вопроса и неосознанное влияние интервьюера — каждая из этих причин может изменить количество выбравших тот или иной ответ на 10–20% от всего количества опрошенных. Однако данных на эту тему почти нет.

Про влияние на прибор — вот реальная история про влияние в психологии. Я делал диплом в НИИ «Исток» во Фрязино — головном предприятии Минэлектронпрома. Мой соученик Эмиль К. решил определить «порог срабатывания» вахтеров. Он клал в нагрудный карман рубашки спичечный коробок, пачку сигарет и др., проверяя, потребуют ли расстегнуть куртку. Но после нескольких замеров вахтеры стали требовать это у него всегда, даже если ничего не лежало. Вахтеры его запомнили — «прибор испортился».

Следующий источник погрешностей — огрехи метода: модель вообще-то правильная, но мы не учитываем какой-то фактор или какое-то влияние. Например, идя по следам Архимеда, мы хотим сделать простенький пробирный анализ взвешиванием сплава Au+Ag в жидкости и на воздухе. При этом, как обычно, пренебрегаем плотностью воздуха, пузырьками воздуха на нитке и куске сплава и объемом нитки. Еще есть погрешность инструментальная, погрешность прибора, и погрешность оператора — неправильный отсчет, неправильная фиксация данных, пропуск отсчета при периодических измерениях, ошибки от предубеждения. Наконец, погрешности от вариации условий измерения, которые можно разделить на две группы. Первая группа — это другие параметры объекта или сигнала. Вторая группа внешних условий — это «настоящие» внешние условия: температура, давление, влажность, освещенность. Все эти источники есть и в социологии.

Большинство операций в метрологии делается с электрическими величинами и сигналами. Поэтому при измерении неэлектрических величин первое, что надо сделать, — преобразовать совсем неэлектрическую величину (координату, скорость, давление, радиацию, температуру) или «отчасти электрическую» (напряженность магнитного поля, интенсивность электромагнитной волны) в электрическую. То, что это делает, — кусок измерительной цепи от объекта до первого места, где уже есть электрический сигнал, — и называют обычно датчиком (сенсором). В социологии объект и датчик — если мы задаем респонденту вопрос — совмещены. Причем, как и в технике, причин для систематических ошибок много, особенно при ответе на чувствительные вопросы — стеснительность, опасения конфликта с законом, конформизм, нонконформизм, желание понравиться интервьюеру, отторжение и т. д.

А теперь — дискотека!

А сейчас кратко упомянем один немного криминальный межнаучный аспект. Как человек, работающий в одной науке, воспринимает другую науку? Как он воспринимает написанное о своей науке людьми, не работающими в науке? Людьми, работающими в какой-то другой науке? И наконец, людьми, работающими в той же самой науке, но пишущими не о том, в чем они разбираются?

Здесь, как вы видите, четыре вопроса, причем первый в литературе вполне обсуждается. Утверждается, что физикам свойственно отрицать самостоятельность химии, химикам — отрицать самостоятельность биологии и т. д. То есть сводить химию к правильно примененной физике, биологию — к правильно примененной химии. Те, кто с этим не согласны, обвиняют сводителей в редукционизме — это у них такое ругательство. Смысла во всем этом — ни малейшего; важно, что открыто, что понято и рассказано в статьях и на лекциях и что нашло применение в инженерии. Серьезные исследователи не будут тратить время на пустые разговоры, оно им для другого нужно.

Что касается второго и третьего вопроса, то человек, работающий в науке, видит в написанном профанами ошибки, натяжки, бессодержательные аналогии, копание в личной жизни, всю эту и прочую пакость, и, конечно морщится. Особенно не повезло почему-то физике. Его огорчает, когда он видит традиционное сравнение чьих-то достижений со свержением с пьедестала ньютоновской картины мира или упоминание ни к деревне, ни к поселку городского типа теоремы Гёделя. Однако он понимает, что наука существует не в идеальном мире прописанного в конституции всеобщего к ней уважения. А значит, должно быть что-то… какой-то канал взаимодействия… нечто якобы научно-популярное… чтобы общество хоть немного уважало и так далее. Потому что без науки обществу — хана.

Физик может где-то «на полях» порассуждать о том, могли ли быть другими значения универсальных констант. Но ему и в голову не придет выступать на тему, как надо было бы устроить Вселенную. Биологи способны высказаться на тему, что человек мог бы быть устроен и получше, но и они делают это не вполне серьезно. Некоторые гуманитарии продвигаются в этом направлении дальше, например, социологам случается в своих публикациях давать советы властям.

В целом ученые редко выступают на далекие от области их знаний темы. Но соблазн всенародной популярности силен, и умные люди иногда начинают разглагольствовать на темы, в которых ничего не понимают. Например, физики начинают высказываться о политике, не понимая, что их мнение на эту тему не авторитетнее мнения любого другого человека. Который с трудом припоминает, кто такой Ньютон, и только после подсказки вспоминает, за что тот получил нобелевку.

В следующем номере мы продолжим разговор и сравним науки по не метрологическим параметрам — источникам объектов для изучения, принципам эксперимента, методам обработки данных, наличии мечты о единой теории и некоторым другим. Но что касается метрологии, то уже видно, что между некоторыми науками существуют нетривиальные параллели. То есть когда сравнение и сопоставление могут оказаться содержательны.

Разные разности
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...
Пишут, что...
…археологи обнаружили на стоянке мамонтов Ла-Прель в округе Конверс бусину, сделанную из кости зайца, возраст которой составляет около 12 940 лет… …астрофизики впервые обнаружили молекулы воды на поверхности астероидов Ирис и Массалия… ...