Геолог глобус уточнил

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2022, №7)

Всем знакомые школьные глобусы не меняются столетиями, разве что теперь их делают из полимерных материалов. Таковы география и геология, науки о Земле, знания и концепции которых достаточно устоялись. Однако экспериментальная геология постоянно совершает открытия, которые обновляют карты мира и порой ставят ученых в теоретические тупики. Не говоря уже о рутинном накоплении данных о рельефе земной поверхности и строении подстилающих пород, геологических провинций и тектонических плит, которые помогают создать геофизические модели литосферы, то есть верхней оболочки Земли, лучше понять такие естественные явления, как землетрясения и извержения вулканов.

Новейшие карты активных границ тектонических плит и глобальных геологических провинций в формате объемного файла недавно представила группа доктора Деррика Хастерока (Derrick Hasterok) с факультета наук о Земле Аделаидского университета (Австралия). Карта, а фактически — цифровой глобус, показывает типы земной коры, плит, провинций, области механически напряженных состояний коры и регионы последних орогений, то есть образования гор.

Это первое с 2003 года обновление карты на основе последних из опубликованных глобальных и региональных моделей. Карта уточнена по данным системы глобального позиционирования, информации о движении поверхности, ее разломов, трещин и нарушений, геохронологии.

Новая модель лучше коррелирует с наблюдаемыми землетрясениями и извержениями вулканов внутри деформационных зон и микроплит Земли (73 и 80% соответственно). Деформационные зоны  и микроплиты занимают всего 16% площади земного шара и 27% площади континентов. Уточнена площадь земной поверхности, покрытой океаническими плитами, она составила 57,5%, что на 0,2% больше общепринятой. Авторы насчитали всего 26 областей горообразования. Многие из них связаны с существовавшими в прошлом суперконтинентами, то есть материками, включавшими в себя всю или почти всю поверхность планеты.

Все это заставит обновить учебники геологии, в которых карты глобальных плит созданы на основе ранних данных о топографии и сейсмичности. На новых цифровых картах в сравнении с предыдущими границы деформационных зон широки и непрерывны, а не дискретны как ранее.

Самые большие изменения коснулись карт западного побережья США. Узкая граница, ранее проходившая по разлому Сан-Андреас, теперь приобрела ширину в полторы тысячи километров.  На севере Индии также появилась своя деформационная зона,  где происходят сильные изменения механических напряжений.

Новая модель успешнее прежних объясняет пространственное распределение 90% землетрясений (раньше — 65%) и 80% вулканов за последние два миллиона лет. База данных с картами представлена на GitHub, где геологическое сообщество может ее дополнить своими данными. https://github.com/dhasterok/global_tectonics.

(Earth-Science Reviews, 231, 104069, 2022 - полный текст)