Подрыв Марса

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2022, №7)

Происхождение Марса, его эволюция и история — вот основные цели всех экспедиций летательных аппаратов к нему. И орбитальные облеты, и передвижения роверов по поверхности Красной планеты позволили ученым сильно продвинуться в понимании этих процессов.

Шестнадцать лет назад марсоход Спирит (Spirit) обнаружил силикатный минерал оливин и карбонаты в кратере Гусева. Недавно аналогичное открытие сделал марсоход Персевиренс (Perseverance) в области Nile Fosse, содержащей кратер Езеро (Jezero). В обоих регионах концентрация оливина самая высокая из всех, до сих пор найденных на Марсе.

О происхождении этих пород уже два десятилетия спорят ученые. Существует множество гипотез, объясняющих их появление. По-видимому, оливин происходит из магмы, возникающей в мантии Марса ровно так же, как на Земле. Поэтому логично думать, что появление его на Марсе связано с каким-либо вулканическим процессом.

Команда исследователей под руководством профессора Стива Раффа (Steve Ruff) из Школы земных и космических исследований Университета штата Аризона вновь проанализировала данные нескольких миссий. Орбитальные  аппараты дали спектры регионов, а микроскопические камеры роверов позволили сделать микрофотографии поверхности пород.

Ученые установили, что богатые оливином породы вокруг кратеров Гусева и Jezero могут быть вулканическими осадочными породами, образовавшимися в результате катастрофических взрывных извержений вулканов. Необычная текстура марсианских пород имеет аналоги среди очень специфических пород на Земле. Это игнимбриты, которые формируются из многокилометровых потоков горячих газов, почти расплавленного пепла, пемзы и гравия при самых мощных извержениях на Земле.

Игнимбриты застывают в течение нескольких дней в слои в сотни метров толщиной, а затем медленно охлаждаются месяцы и годы. Это и приводит к их специфической микроморфологии из-за растрескивания при сжатии. На Земле игнимбриты находят, к примеру, на западе США, в Йеллоустонском национальном парке. Это желтые породы массивной вулканической кальдеры, которые сформировались около двух миллионов лет назад.

На Марсе расположен самый большой вулкан в Солнечной системе, здесь же существовали и лавовые потоки, покрывающие громадные регионы. Но игнимбриты есть только в определенных районах. На Земле оливиновый состав необычен для большинства вулканов, он характерен лишь для самых старых из них.

Профессор Рафф считает, что для полного подтверждения и уточнения деталей образования пород надо доставить их образцы на Землю. Это помогло бы понять природу извержений в начале истории планеты, а также объяснить существование других регионов с оливинами на Марсе. В будущем Рафф с командой надеются протестировать гипотезу появления оливинов при последовательном осаждения вулканического пепла. Однако профессор считает, что игнимбриты могли образоваться при гораздо более энергичных процессах, то есть при взрывах.

(Icarus, 26. 03. 2022 - полный текст)