Мыльный корень

Н. Ручкина

pic_2021_09_46-1.jpg

Иллюстрации Петра Перевезенцева

Сентябрь — время сбора урожая. В этом месяце выкапывают и красный мыльный корень (официальное торговое название Radix Saponariae rubra). На самом деле это не корень, а красновато-коричневое разветвленное корневище мыльнянки лекарственной Saponaria officinalis. У этого растения много традиционных названий, и в каждом присутствует слово «мыло». И слово Saponaria образовано от латинского «sapo», что означает «мыло». А все потому, что растение содержит тритерпеновые сапонины. Они присутствуют во всех частях растения, но особенно много их в корнях и корневищах — до четверти сухого веса. Сапонины легко мылятся в воде и при встряхивании образуют пену, но без больших пузырей.

Мыльнянка — славный представитель семейства гвоздичных. Это многолетнее травянистое растение с белыми или бледно-розовыми цветками, собранными в метелку. Опыляют их бабочки. Откладывая яйца в завязь цветка, они переносят пыльцу. Появившиеся гусеницы питаются незрелыми семенами, но, когда они покидают цветок, у него еще остается достаточно семян для размножения. Природный ареал мыльнянки включает Азию и почти всю Европу, в Америку растение завезли. Мыльнянка растет недалеко от воды, и некоторые исследователи с удовольствием представляют себе, как еще в каменном веке люди пришли к ручью вымыть руки, вытерли их растущими поблизости листьями и обнаружили, как здорово пенится растительный сок. Римляне сажали мыльнянку рядом с банями, чтобы была под рукой.

Пена мыльнянки не содержит щелочи и потому не раздражает кожу. Даже в наше время ее иногда используют вместо мыла при хронических прыщах, псориазе и других кожных заболеваниях. Мягкой, нейтральной пеной очищают ткани, для которых не подходит обычное щелочное мыло, в том числе старинные ткани и гобелены из музейных коллекций. Недавно румынские и португальские исследователи использовали экстракт цветков мыльнянки в смеси с соками зрелого белого лука и моркови и отваром кукурузных рылец даже для очистки покрытых лаком икон XIX века.

Сапониновое мыло получить очень просто. Нужно размять листья скалкой или руками и выжать сок. Смешиваясь с водой, он легко вспенивается. Чтобы добыть сок из корней, их измельчают в блендере с водой или кипятят. Потом смеси дают отстояться, удаляют твердые частицы и получают пенящуюся жидкость.

Однако не мылом единым. Saponaria officinalis, как следует из названия, лекарственное растение, причем в России и многих других странах она признана официально. Из мыльного корня готовят настои, отвары, ванны, примочки и мази. Препараты из него принимают как отхаркивающее средство при болезнях дыхательных путей, в том числе коклюше, бронхите и пневмонии, как желчегонное, мочегонное, потогонное и слабительное. Мыльный корень используют также при скоплении газов в кишечнике, хронических недугах печени и желчного пузыря, ревматизме и подагре, при кожных заболеваниях: экземе, чешуйчатом лишае и фурункулезе.

Сапонины связывают поступившие с пищей жиры и холестерин и снижают его содержание в крови. Они также образуют мицеллы с желчными кислотами, мешая им всасываться в кишечнике. Нехватку жирных кислот организм восполняет, синтезируя их из холестерина, и его концентрация в плазме крови снижается.

pic_2021_09_47-2.jpg

Мыльнянка лекарственная — скромный цветочек...

Препараты из мыльнянки убивают вирусы гриппа А и В (проверено на мышах) и вирус простого герпеса (доказано на культуре клеток). Не исключено, что сапонины можно использовать для профилактики иммунных заболеваний и предотвращения пищевых аллергических реакций.

Конечно, мыльнянка содержит и другие соединения: пектины, слизь, углеводы, аскорбиновую кислоту, минеральные элементы, в том числе кальций, медь, марганец, цинк. В состав эфирного масла, выделенного из побегов и цветков, входят 87 летучих соединений. По составу масло мыльнянки отличается от известных масел других представителей семейства гвоздичных. Возможно, оно полезно, но никто пока не исследовал этот вопрос.

Несмотря на целебные свойства, современные травники нечасто используют мыльнянку. Причина в токсичности сапонинов. При передозировке проглоченные сапонины вызывают сильнейшее раздражение слизистых оболочек, в том числе кишечника, и паралич нервных центров, регулирующих артериальное давление, дыхание и частоту сердечных сокращений. Пациент страдает от судорог, тошноты, рвоты и диареи. Сапонины, попавшие в кровь, разрушают эритроциты.

Растение синтезирует сапонины, чтобы защититься от травоядных. Объевшиеся мыльнянкой животные теряют аппетит, отказываются от воды, их мышцы дрожат, их сердце едва бьется. Еще тяжелее переносят отравление холоднокровные животные. Раньше богатые сапонином растения использовали, чтобы убивать рыбу или вводить ее в ступор — сапонины мешают работе жабр. Некоторые специалисты настоятельно не рекомендуют сажать мыльнянку рядом с рыбными прудами, не ровен час стебли попадут в воду.

К счастью, в человеческом организме сапонины усваиваются не очень хорошо, и низкие концентрации вещества не причиняют ему вреда. К тому же люди не принимают сапонины в чистом виде. Тем не менее медики не рекомендуют лечиться мыльным корнем более двух недель, а беременным и кормящим женщинам он противопоказан.

pic_2021_09_47-1.jpg

… но иногда встречаются махровые формы

Токсичные сапонины с удовольствием используют в пищевой промышленности, там, где нужна устойчивая пена, то есть для производства шипучих напитков (имбирного пива, лимонадов и даже шипучих вин), халвы, крема и взбитых сливок. Спрос на натуральные продукты растет, а пенообразующих соединений в природе мало. В их числе казеин и сывороточные белки молока, яичные белки овальбумин и лизоцим. Еще один распространенный пенообразователь — фосфолипид лецитин, который содержится в яичном желтке, соевых бобах и некоторых других продуктах. К сожалению, белки и лецитин плохо образуют пену в кислой среде и при высоких температурах. Сапонины же менее чувствительны к кислоте и могут стабилизировать пищевые эмульсии при температуре до 90°C. Если соблюдать дозировку, сапониновая халва не опасна.

Однако сапонины — не единственные токсины мыльнянки. Ее семена, листья и корни содержат белки сапорины, которые блокируют работу рибосом эукариотических клеток, вызывая апоптоз. По-настоящему опасен лишь один из белков, сапорин-6, самый стабильный и устойчивый к действию разных факторов.

Сапорин попадает в клетки в мембранных пузырьках эндосомах, из которых ему трудно выбраться, и рибосом он почти не достигает. Но его может освободить сапонин мыльнянки SO1861, в его присутствии сапорин становится по-настоящему ядовитым. Когда животные едят наземные части растения, токсин для них не опасен. Но если они съедят мыльнянку целиком, вместе с корневищем и содержащимся в нем SO1861, то серьезно отравятся.

Способность сапорина вызывать апоптоз пытаются приспособить для лечения онкологических заболеваний. Сначала белок связывают с антителами, которые специфически взаимодействуют с раковыми клетками и обеспечивают целенаправленное проникновение токсина в опухоль. Потом добавляют SO1861, и клетки погибают. Методику отрабатывают на культурах клеток рака груди, шейки матки и мочевого пузыря, лимфомы и лейкемии.

Конъюгированные сапорины используют и в неврологии, чтобы вызвать избирательную гибель определенных групп клеток в головном или спинном мозге. Этот метод применяют для моделирования нейродегенеративных заболеваний и исследования функций определенных субпопуляций нейронов. Конъюгаты сапоринов используют для анализа клеточных механизмов сна, общей анестезии, эпилепсии, боли и развития болезней Паркинсона и Альцгеймера.

Мыльнянка оказалась растением на все случаи жизни. И для деликатной стирки она незаменима, и для реставрации икон, для лечения множества болезней и для научных исследований, не говоря уже о халве. А еще это красивый цветок, украшение сада.

pic_2021_09_46-2.jpg