Плита поверх Венеры

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2021, №3)

Господствующая догма современной геологии гласит: земная поверхность состоит из плит, которые перемещаются по подстилающему их слабовязкому слою со скоростью в несколько сантиметров в год. Эту тектоническую машину движет медленное перемешивание земной мантии. На других каменистых телах Cолнечной системы такого никогда не наблюдали. Венера по многим характеристикам — двойник Земли, поэтому астрофизики изучают ее особенно тщательно. Это не так легко, потому что поверхность планеты покрыта плотной, непрозрачной и горячей атмосферой.

Последняя работа трех ученых из Брауновского университета под названием «Оценка тепловых условий на Венере на основе морфологии многокольцевых кратеров», выполненная под руководством профессора Брэндона Джонсона, по-видимому, решает проблему венерианской тектоники плит. Ученые детально изучили Мид, самый большой ударный кратер планеты с кольцевыми уступами на расстояниях 190 и 270 км от центра при общем диаметре около 300 км. Он возник от трети до миллиарда лет назад. Исследователи построили компьютерную модель ударного образования кратера. Один из параметров модели — это тепловой градиент планеты, поскольку увеличение температуры с глубиной напрямую связано с механическими свойствами твердых пород планеты. Аналогичный подход Джонсон уже применял к лунным кратерам. В частности, четыре года назад он опубликовал расчет гигантского многокольцевого Восточного моря.

Установлено, что для появления двух уступов в местах их расположения нужна очень толстая внешняя литосфера, значительно толще земной. Расчетный тепловой градиент оказался в два раза меньше необходимого для существования тектоники плит. Он равен 14°С на километр глубины (у Земли — 30°С). Размеры других кольцевых кратеров Венеры подтверждают найденные тепловые параметры. Равновесие гор Максвелла, самых больших гор планеты, и подстилающих их пород также хорошо согласуется с параметрами модели. Авторы делают вывод, что в момент образования кратера Венера была покрыта единой плитой и тектоника плит на ней отсутствовала.

Nature Astronomy, 28 января 2021 года

19.01.2022 16:00:00

Россети при помощи Роснано и Росатома ввели в действие 31 электрохранилище общей емкостью чуть более 1,5 МВт·часов электричества сразу в нескольких российских регионах.