Мария Гимбутас: в поисках «Старой Европы»

С.В. Багоцкий

Двадцать третьего января 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения Марии Гимбутас (1921–1994), одной из самых ярких и неоднозначных фигур в археологии XX века. Одни коллеги ее горячо хвалят, другие столь же горячо ругают, но равнодушных по отношению к ней в профессиональном сообществе, по-видимому, нет.

Мария Гимбутас, в девичестве Алсейкайте, родилась в городе Вильно (Вильнюсе) — в то время он был центром эфемерного независимого государства под названием Срединная Литва, на территории которого стояли польские войска. Восемнадцатого апреля 1922 году Срединная Литва официально вошла в состав Польши. Родители Марии были врачами, а отец серьезно увлекался историей Литвы, написал несколько книг. Вероятно, именно он внушил дочери интерес к истории.

В 1931 году семья переехала в независимую Литву и поселилась в ее столице — Каунасе. Здесь девочка окончила гимназию и поступила в университет Витаутаса Великого, на гуманитарное отделение. В дальнейшем Мария вместе со своим мужем, архитектором Юргисом Гимбутасом переехала в Германию, а затем, после разгрома нацизма, — в США, где работала в Гарвардском университете, затем в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Ее статьи и монографии подписаны «Мария Гимбутас», это имя стало знаменитым, хотя по правилам ее родного литовского языка женская фамилия, образованная от фамилии мужа, — Гимбутене.

pic_2021_01_53.jpg
Мария Гимбутас. 1993 г.
Фото: Monica Boirar

Кто такие праиндоевропейцы

Предметом научных изысканий Марии Гимбутас стала древняя история народов Европы. Об этом историческом периоде могут рассказать археологические находки, а также сравнение разных языков. В конце XX века добавился и третий источник — ДНК-анализ, прежде всего анализ митохондриальной ДНК и Y-хромосомы. Для своих теоретических построений Мария Гимбутас использовала преимущественно археологические данные, хотя привлекала и данные лингвистики.

Один из ключевых вопросов древнейшей истории Евразии — вопрос о происхождении народов, говорящих на языках индоевропейской семьи. К ней относятся языки большинства европейских народов (кроме басков, венгров, финнов и эстонцев), а также армянский, персидский и хинди. Индоевропейская семья включает множество ветвей и групп, в том числе германскую ветвь (английский, голландский, датский, немецкий, норвежский, шведский), романскую группу (испанский, итальянский, португальский, румынский, французский), славянскую (русский, польский, сербский, чешский, словацкий), балтийскую (латышский, литовский), кельтскую (ирландский), греческую, армянскую, индо-иранскую (хинди, персидский)…

Классификация языков мира строится по тому же принципу, что и классификация живых организмов. Языки объединяются в семьи, семьи делятся на языковые группы, языковые группы — на языковые ветви. Такая классификация основана на предположении, что языки формировались путем ветвления и что у каждой систематической группы языков (семьи, группы, ветви) когда-то был предковый язык. Существуют методы, позволяющие реконструировать предковые языки. Важные особенности предкового языка индоевропейской семьи выявил еще в середине XIX века немецкий лингвист Август Шлейхер (1821–1868), кстати, изучавший литовский язык. Сегодня известно уже довольно много о фонетике, морфологии, синтаксисе и других важных характеристиках праиндоевропейского языка. Например, его существительные могли иметь мужской, женский или средний род, единственное, двойственное и множественное числа, а падежей было восемь или, возможно, девять.

Широкое географическое распространение языков индоевропейской семьи ставит вопрос: где и когда жил народ, говоривший на праиндоевропейском языке?

pic_2021_01_52.jpg
Лингвисты очень часто используют деревья в качестве метафоры, чтобы наглядно показать связи между языковыми группами. Автор этого дерева — Minna Sundberg (www.openculture.com)

Откуда они пришли

Древнейшие цивилизации мира говорили на языках, принадлежащих к другим языковым семьям: семитско-хамитской (Двуречье), афро-азиатской (Древний Египет). Непонятной остается систематическая принадлежность языка древнейшей шумерской цивилизации.

Самая древняя индоевропейская цивилизация — Хеттское царство, существовавшее в середине II тысячелетия до нашей эры на востоке современной Турции. Оно было относительно демократичным и гуманным. В лучшие времена своего расцвета хетты завоевывали другие страны, но оставляли у власти прежних владык, требуя только оказания военной помощи и уплаты необременительной дани. Поэтому хеттскую державу некоторые историки называли «Соединенными Штатами Азии». Язык хеттов расшифровал в 1915 году чешский лингвист Берджих Грозный (1879–1952), обосновавший его принадлежность к языкам индоевропейской семьи.

В I тысячелетии до н. э. индоевропейцы, жившие к югу от Кавказских гор, создали мощную Персидскую державу. В это же время появилась древнегреческая цивилизация, а затем и древнеримская.

Прародину индоевропейских народов историки искали вблизи от бывших границ Хеттского царства. Рассматривались такие варианты, как Закавказье и Северные Балканы. Британский филолог сэр Уильям Джонс (1746–1794), обнаруживший принципиальное сходство древнеиндийского языка санскрита с большинством европейских языков (по сути, именно он и сформулировал представление об индоевропейских языках), считал прародиной индоевропейцев Персию (Иран). В первой половине XIX века многие исследователи помещали ее в Индию. А уже в 1987 году британский археолог, историк и филолог Колин Ренфрю (род. 1937) выдвинул гипотезу о том, что родина индоевропейцев находилась на территории современной Турции и что именно первые индоевропейцы в VII тысячелетии до н. э. построили древнейший город Чатал-Гуюк (в современном написании Чатал-Хююк). Высказывались и другие идеи, в том числе и достаточно экзотические — Гималаи, полярные области и т. д.

В 1851 году английский ученый Роберт Лейтем (1812–1888) предположил, что прародина индоевропейцев находилась в Европе. Эта гипотеза вдохновила националистически настроенного немецкого археолога Густафа Коссинну (1858–1931) на идею «арийской расы», превосходящей все другие современные ей расы. На старости лет профессор Коссинна основал Национал-социалистическое общество германской культуры, работавшее в тесном контакте с нацистской партией.

В 1859 году швейцарский лингвист Адольф Пикте (1799–1875) выдвинул идею лингвистической палеонтологии, то есть совокупности приемов, позволяющих по особенностям реконструированного праязыка, в частности, по его словарному составу, судить о географическом местообитании и образе жизни его носителей. Основываясь на этой идее, немецкий лингвист Отто Шрадер (1855–1919) в 1886 году предположил, что прародиной индоевропейцев были степи между Волгой и Днепром. Поскольку в праиндоевропейском языке было слово «лошадь», но не было «осла» или «верблюда», Шрадер поместил ее в зоне черноморско-каспийских степей, естественном ареале лошади.

В 1926 году сходную идею о южнорусских степях как прародине индоевропейцев высказал британский археолог Гордон Чайлд (1892–1957). Аналогичные попытки установить границы обитания праиндоевропейцев предпринимались с помощью «аргумента бука» и «аргумента лосося» — у обоих этих слов есть индо-европейские корни. Но различные виды бука и лососевых рыб можно встретить от Северной до Южной Европы, а «лошадь» дает более точную привязку.

Научное сообщество до поры до времени не воспринимало идею о южнорусских степях всерьез. Ситуация изменилась в 1956 году после появления работы Марии Гимбутас, подтвердившей гипотезу Шрадера богатым археологическим материалом.

pic_2021_01_54.jpg
Мария Гимбутас у мегалитического культового сооружения Ньюгрейндж (Ирландия). 1989 г.

Ямная культура

Мария Гимбутас связала прародину индоевропейцев с простирающимся от Волги до Днестра регионом, где в IV–III тысячелетиях до н. э. обитали носители ямной культуры (в современной терминологии — древнеямной культурно-исторической общности). Характерная черта этой культуры — захоронение умерших в ямах, с согнутыми коленями. Покойника посыпали охрой, а сверху возводили курган. Поэтому концепция Гимбутас получила в научном мире название «курганной гипотезы».

Мария Гимбутас считала, что изначально индоевропейцы обитали в степях между Доном и Уральскими горами и именно они первыми приручили лошадь. О точном времени и месте одомашнивания лошади до сих пор продолжаются дискуссии. Но так или иначе, самые ранние находки колесных повозок на территории Европы связаны с ямной культурой. Это делало индоевропейцев высокомобильными и позволяло быстро расселяться.

В соответствии с курганной гипотезой протоиндоевропейцы постепенно распространялись по причерноморским степям, а потом и за их пределами. Мария Гимбутас выделяла три волны расселения индоевропейцев. Первая волна в начале IV тыс. до н. э. шла с Волги на запад, к бассейну Днепра, где индоевропейцы, смешавшись с местным населением, создали высокоразвитую трипольскую культуру. В дальнейшем эта волна миграции достигла Дуная и Балканского полуострова. Вторая волна миграции, во второй половине IV тыс. до н. э., началась с расселения на Кавказ, где возникла майкопская культура, а чуть позже — в Западную и Северную Европу. В ходе этой миграции индоевропейцы частично уничтожили, частично ассимилировали население Центральной и Северной Европы. И, наконец, третья волна расселения в начале III тысячелетия до н. э. была связана с новой миграцией степных жителей в Центральную Европу; именно тогда ямная культура с ее характерными погребениями распространилась за пределы степи.

Остатком коренного населения Западной Европы, избежавшим уничтожения либо ассимиляции полукочевыми индоевропейскими племенами, Мария Гимбутас считала басков, маленький народ, обитающий в горах на границе между Францией и Италией и ревностно сохраняющий свою культуру. Это доиндоевропейское население Гимбутас называла «Старой Европой».

Свои соображения Мария Гимбутас подкрепила анализом археологических памятников на путях миграции и рядом лингвистических соображений. Сейчас появились и генетические свидетельства, подтверждающие гипотезы о миграциях из степей в Западную Европу. На сегодняшний день гипотеза формирования индоевропейцев в степях между Волгой и Доном выглядит более убедительно, чем другие, хотя сомнения по этому поводу у ряда исследователей сохраняются.

Гипотеза причерноморского происхождения индоевропейцев вдохновила Марию Гимбутас на новую исследовательскую задачу: реконструкцию и возвращение человечеству культуры «Старой Европы» и осмысление ее влияния на последующее историческое развития. Фактического материала для решения такой задачи было не слишком много, но исследовательница скомпенсировала нехватку блестящим полетом фантазии.

В 1961 году близ румынского села Тэртерия археолог Николае Власса нашел три глиняные таблички с примитивными рисунками и значками, напоминавшими буквы неизвестного алфавита. Датирование табличек радиоуглеродным методом было невозможно из-за консервирующей обработки, но радиоуглеродный анализ других предметов и костных фрагментов, найденных в том же слое, указывал на середину VI тысячелетия до н. э. Письменных текстов такого возраста наука не знала. Если датировка верна и если знаки на табличках — действительно буквы, то речь идет о надписи более древней, чем шумерская клинопись и египетские иероглифы. Древнейший достоверный клинописный текст был создан в середине IV тыс. до н. э.

pic_2021_01_55.jpg
На тэртерийских табличках, помимо изображений, присутствуют значки, которые могут быть элементами письменности (а могут и не быть)
Фото: Michael Everson

Можно представить, какой взрыв патриотических чувств вызвало в Румынии это открытие. На месте находки табличек был поставлен монумент — есть версия, что по личному указанию румынского лидера Николае Чаушеску.

К фактам, опровергающим установившиеся в науке взгляды, большинство исследователей относятся с настороженностью. Многие ученые усомнились в том, что на табличках из Тэртерии запечатлен осмысленный текст, а не причудливый орнамент или произвольные значки. Но закономерно появляются и энтузиасты. Главным сторонником признания тэртерийских табличек настоящей письменностью стала Мария Гимбутас. Она считала, что они созданы населением «Старой Европы» и свидетельствуют о высоком уровне ее культуры.

В 1993 году в Греции близ села Диспилио нашли табличку с похожими на буквы значками, датированную 5260 годом до н. э. Затем появились и другие подобные находки. Возник даже термин «дунайское протописьмо». Правда, попытки расшифровать эти знаки остались безуспешными. В настоящее время все еще нет полной уверенности в том, что это действительно письменность.

pic_2021_01_56-1.jpg
Прорисовка таблички из села Диспилио

Культ Великой Богини

Отношение научных кругов к Марии Гимбутас было двойственным. С одной стороны, ее считали крупнейшим археологом XX века. Но репутация Гимбутас сильно пошатнулась после выхода ее книг «Боги и Богини Старой Европы» (1974), «Язык Богини» (1989) и «Цивилизация Богини» (1991) (последняя из них переведена на русский язык).

В этих книгах Мария Гимбутас попыталась показать, как были устроены общества Старой Европы до прихода индоевропейцев. По ее мнению, это были мирные общества, власть в которых принадлежала женщинам и господствовало всеобщее равенство. Вторжение индоевропейцев разрушило, по мнению Гимбутас, это идиллическое общество. Началась эпоха власти мужчин, эпоха войн и крови.

Мария Гимбутас развила высказанную в 1948 году писателем Робертом Гревсом (1895–1985) идею о том, что в прошлом существовал культ Великой Богини, следы которого прослеживаются в мифах и обрядах многих народов мира. Гимбутас считала, и не без оснований, что подобные культы существовали также у доиндоевропейского населения Европы. Идея о мирном характере общества основывалась на отсутствии следов территориальных конфликтов, находок боевого оружия, укрепленных поселений. Идея о равенстве и отсутствии власти мужчин выводилась из отсутствия погребений царей и вождей, «эгалитаризма» найденных захоронений. Иными словами, доказательства были скорее негативными, за исключением многочисленных находок женских статуэток и других свидетельств культа Богини.

pic_2021_01_56-2.jpg
Модель святилища в форме тела богини из поселения Породин (приблизительно 6 000 г. до н.э.) в Южной Югославии. Эта и другие найденные там модели имеют форму домика с «дымоходом» — полым цилиндром, украшенным маской Богини. (Из книги Марии Гимбутас «Цивилизация Великой Богини»

Некоторые черты доиндоевропейской Европы Мария Гимбутас пыталась увидеть в минойской цивилизации, существовавшей в III–II тысячелетии до н. э. на острове Крит, и в некоторых обычаях, сохранявшихся в разных районах Европы существенно позже.

Многие факты, которыми оперирует Гимбутас, оспорить невозможно. Существование культа плодородия, поклонения женским божествам, богатые захоронения женщин и девочек; наконец, сами объекты материальной культуры, говорящие о высоком мастерстве их создателей и досуге для творчества, — все это реальность. Критики не выдерживает лишь тезис об отсутствии насилия в неолитической Европе. Массовые захоронения жестоко убитых людей V–VI тысячелетия до н. э., до прихода индоевропейцев по Гимбутас, найдены на территории Германии, Австрии, Франции. Захоронение в Тальхейме (Германия, около 5000 года до н. э.) — это яма, в которую свалены тела 34 мужчин, женщин и детей. Черепа у многих проломлены сзади или сверху ударами каменных топоров или другого оружия.

Мария Гимбутас знала о Тальхейме, эта находка была сделана в 1983 году. Но она находит выход: «Поскольку убитые были похоронены в культурном слое линейно-ленточной керамики, относящемся, согласно радиоуглеродным датировкам, к началу V тыс. до н. э., то можно предположить, что эта резня произошла позднее, вероятно, в период культуры рессен». Современные археологи с этим не согласны: оружие, оставившее следы на костях жертв, принадлежало к той же культуре линейно-ленточной керамики.

Книги Марии Гимбутас вызвали восторг у поклонников идей феминизма и любителей древних языческих культов. А серьезные исследователи выражали удивление и скепсис, в лучшем случае оценивая их как фантазии и литературный вымысел, в худшем — как бред и спекуляции.

Дважды (в 1960 и 1981 годах) Мария Гимбутас побывала в СССР. Она прочла лекции о своих работах, побывала в Литве, где встретилась со своими родственниками. Уже в независимой Литве она была избрана почетным доктором университета Витаутаса Великого.

Мария Гимбутас умерла в Лос-Анджелесе 2 февраля 1994 года. Ее прах был захоронен в Каунасе.

Разные разности
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...