Гормон подвижности

Космачевская О.В.
(«ХиЖ», 2021, №2)

В каждой клетке нашего организма есть специальные органеллы – митохондрии. Их еще называют энергетическими станциями, поскольку в них происходит окисление различных органических веществ с образованием АТФ. Но это не единственная функция митохондрий. Они возникли из свободноживущих α-протобактерий и по-прежнему имеют свой геном, который представлен кольцевой ДНК.

Митохондриальный геном содержит всего 37 генов, два из которых кодируют пептиды гуманин и MOTS-c (mitochondrial open reading frame of the 12S rRNA type-c). Поскольку эти пептиды регулируют метаболизм внутри и между клетками, их называют митохондриальными гормонами, или митокинами. Пептид MOTS-c под воздействием стресса перемещается к ядру для регуляции генов стресс-ответа. MOTS-c снижает воспаление, защищает сосуды, препятствует излишнему накоплению жира, улучшает чувствительность к инсулину и повышает физическую выносливость. Наибольшее действие этот пептид оказывает на скелетные мышцы, усиливая в них метаболизм глюкозы. С возрастом митохондрии начинают хуже работать, снижается синтез MOTS-c, развивается инсулинорезистентность и ожирение.

Ученые из Школы геронтологии Леонарндо Дэвиса Университета Южной Калифорнии (США) в сотрудничестве с коллегами из разных стран исследовали, как влияют инъекции MOTS-c на физическую активность мышей. В эксперименте участвовали мыши разного возраста: молодые (возраст 2 месяца), среднего возраста (12 месяцев) и старые (22 месяца). Физическую форму мышей проверяли в лабораторных тестах: поддержание баланса на вращающемся стержне и бег по ускоряющейся беговой дорожке.

Мыши, которые получали MOTS-c, успешнее справлялись с заданиями и чувствовали себя значительно лучше, чем мыши контрольной группы того же возраста. MOTS-c также положительно влиял на мышей, которые получали пищу, богатую жирами, и на мышей преклонного возраста. Старые мыши демонстрировали лучшую силу захвата, походку (измеряемую по длине шага) и физическую работоспособность (тест с ходьбой). Результаты исследований продемонстрировали, что с помощью MOTS-c можно омолодить старых мышей.

Затем ученые решили проверить влияние физической активности на выработку этого пептида у людей. Они взяли образцы мышечной ткани и плазмы у здоровых молодых мужчин-добровольцев, ведущих малоподвижный образ жизни и занимающихся на велотренажере. Образцы собирали во время тренировки, по окончании тренировки и после четырехчасового отдыха. В мышечных клетках количество MOTS-c увеличилось в 12 раз после тренировки и оставалось повышенным после отдыха. А в плазме количество пептида стало больше только в полтора раза и затем вернулось к норме после отдыха. Это означает, что физические упражнения способствуют синтезу MOTS-c в митохондриях.

Вот вам еще одно научное подтверждение известного тезиса об исключительной важности движения и активного образа жизни для здоровья людей старшего возраста.

(Nature Communications, 202, 12, 1)