Элемент №...
А. Мотыляев
Кому нужен цирконий? В чем главная проблема циркония? Из чего получают цирконий? В чем разница между цирконом и фианитом? Что, кроме драгоценностей, делают из оксида циркония? Как используют цирконий в медицине? Зачем нужен радиоактивный цирконий? Что такое ZC9? Чем интересны каркасные соединения циркония? Чем интересен борид циркония? Послужит ли цирконий освоению Марса?
История современности
С.М. Комаров
Начало ядерно-космической эры стало своеобразным триумфом материаловедения: обуздание стихии ядерного ядра и проникновение за пределы Земли были задачами, которые прежде человечество никогда не решало. Поэтому для создания соответствующих устройств понадобились невиданные ранее материалы, в том числе и полученные из таких веществ, которые были известны считаному числу химиков и казались никому не нужными. Но чтобы их можно было использовать, потребовалось выяснить свойства новых веществ, найти средства воздействия на них. История циркония служит прекрасной иллюстрацией того, как исследователи сумели решить подобного рода задачи.
Проблемы и методы науки
Д.В. Чернов
Летит себе спокойно из глубин Вселенной частица с огромной энергией, и ежели ее изловить — очень многое об этой Вселенной узнать можно. Но частица та — одна-одинешенька, и вероятность того, что она попадет в детектор, такова, что нули на странице не поместятся. Что делать?
Хемоскоп
А.И. Курамшин
Химики из Гейдельберга создали систему химических сенсоров — искусственный язык, способный различить даже очень похожие образцы виски. Он определяет возраст напитка, солодовость и страну происхождения.
Хемоскоп
А.И. Курамшин
Две группы исследователей независимо друг от друга определили строение рецептора глюкагоноподобного пептида-1 (энтероглюкагона, ГПП-1). Сам ГПП-1 — это пептидный гормон, который вырабатывается в кишечнике в ответ на прием пищи. Его связывание с рецептором помогает регулировать высвобождение инсулина поджелудочной железой и метаболизм глюкозы. Рецептор ГПП-1 — важная молекулярная мишень для лекарственных соединений, так что это открытие должно приблизить создание новых лекарств от диабета.
Хемоскоп
А.И. Курамшин
Исследователи из Китая разработали элегантное решение, позволяющее превратить ржавые стальные изделия в идеальные электроды для калий-ионных источников питания. Особенность метода заключается в том, что ржавчину не удаляют, а превращают в сетчатую структуру, способную запасать ионы калия. Электропроводность и стабильность новых электродов во время повторяющихся циклов «зарядка/разрядка» обеспечиваются образованным на них покрытием из восстановленного оксида графена.
Технологии
М.М. Левицкий
Вероятно, нет другого химического элемента, который доставил бы человечеству столько хлопот. Запасы молекулярного азота N2 огромны — это основной компонент воздуха, его содержание в земной атмосфере превышает 78%. Над каждым квадратным километром земной поверхности находится столько азота, что из него можно получить до 10 млн тонн аммиака. Но людям нужен не молекулярный азот, а химически связанный, в составе различных соединений. Над этой задачей химики бьются вот уже второй век.
О веществе по существу
И.А. Леенсон
Окрашенных в разные цвета солей известно немало. Например, окрашены многие соли переходных металлов, в которых атомы металла находятся в составе катиона (соли меди, хрома, кобальта, никеля и прочие) или в составе кислотного остатка (ванадаты, хроматы и дихроматы и т. д.). Здесь же речь же пойдет только об одной, зато самой известной соли — поваренной, она же хлорид натрия NaCl. Эта соль бывает не только белой, но и розовой, и синей, и черной.
Болезни и лекарства
Александр Пульвер
Кровь, или жидкая ткань, на долю которой в теле человека приходится 7-8%, или, в среднем, – пять литров, выполняет важнейшую работу – переносит кислород, насыщая им клетки. Потерять много крови – это все равно что перекрыть кислород организму. Конечно, у крови есть и другие важные функции. Однако для нас сейчас интересна именно газотранспортная.
Образование
Л. Хатуль
Социологи Г.А.Николаенко и Е.В.Евсикова, решили выяснить, как Санкт-петербургские школьники знают историю науки. Сказано — сделано: в 2016 году опросили 350 учащихся 7—11 классов, 55% мальчиков, остальные — девочки. В 7, 8, 9, 10, 11 классах учится соответственно 13, 29, 28, 17, 13%. Ниже мы приводим вопросы исследователей и ответы молодого поколения.
Жертвы науки
С. Ястребова
Коровы, а более научно — домашние быки Bos taurus taurus, внесли немалый вклад в развитие цивилизации. И речь тут не только о молоке, мясе или кожаной одежде. Крупный рогатый скот так или иначе помог уничтожить одно из самых некогда распространенных заболеваний — натуральную оспу, а также продлил жизнь тысячам диабетиков и пациентам с больным сердцем.
Живые лаборатории
А. Чернышев
Ядовитые меды известны во многих странах. Но если обычно токсины попадают в мед непосредственно из нектара неподходящих растений-медоносов, то история ядовитого меда Новой Зеландии изобилует причудливыми сюжетными поворотами.
Проблемы и методы науки
Н.Л. Резник
Микроорганизмы, обитающие на и в макроорганизмах, — сегодня модная тема. Все знают, как важен микробиом кишечника для здоровья человека. Но есть микроскопические симбионты и у медоносной пчелы, и у клеща, и даже у корабельного червя.
Мысли о будущем
Виктор Вагнер
Около десяти тысяч лет назад люди перешли от охоты и собирательства, от питания дарами природы к сельскому хозяйству — целенаправленному разведению растений и животных, дающих пищу, материалы для одежды и прочие полезные вещи. Но это на суше. А в море?
Математюры
С. Рубина
Мои сокамерники в детском садике донимали меня докучными сказками про белого бычка и про попа, у которого была собака. Ни о какой связи этих забав с брокколи мы не думали и уж тем более не имели понятия о фракталах — однако именно их словесную форму мы так радостно воспроизводили.
Страницы истории
С.В. Багоцкий
23 августа 2017 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского математика Никиты Николаевича Моисеева (1917—2000).
Что мы съедим
Н. Ручкина
Вдоль южной границы бассейна Амазонки, на севере и северо-востоке Бразилии растет пальма бабассу — одно из самых масличных деревьев. Она могла бы играть заметную роль в мировой экономике, но пока удовлетворяет многочисленные нужды местных жителей.
Фантастика
Дмитрий Никитин
Хорошо. Тихо, разве что вдали, слышно, играют «На сопках Маньчжурии». И небо смотрит меж деревьев. Красивое небо. Бездонное, голубое. Только синевы этой в вышину верст десять, не более...
Химики и лирики
Владимир Борисов, Александр Лукашин
Айзек Азимов остался ученым-химиком, даже когда стал знаменитым писателем-фантастом. Для него на первом месте всегда была красивая и правдоподобная научно-фантастическая идея. Однако не брезговал он и идеями поменьше, лишь бы они были оригинальны. Сказывалась школа Джона Кэмпбелла, писателя и редактора, который упорно и успешно продвигал концептуальную сторону научной фантастики. Издержками такого подхода стали вдруг проявившиеся склонности некоторых фантастов к построениям, далеким от настоящей науки, попыткам доказательств реальности псевдонаучных феноменов, связанных с псионикой, экстрасенсорных и антигравитационных фокусов. Азимов к этому оказался непричастен, спасал его здоровый скептицизм ученого и гигантская эрудиция.
Также, как всегда, в номере: "Пишут, что...", "Короткие заметки", "Книги".