О пользе ощущений

Л. Стрельникова

Рассуждения об оценке эффективности и качества образования, на мой взгляд, стоило бы начать с главного вопроса: какой результат мы оцениваем? Качество образования — это что? Ответить на него можно, лишь точно понимая цель школьного образования. В самом деле, зачем ребенок ходит в школу одиннадцать лет? Чему и зачем мы учим в школе и что хотим получить на выходе?

Точного и ясного ответа, записанного в какой-нибудь Декларации или в каком-нибудь Положении, нет. Есть только разные точки зрения, которые не раз были представлены в нашем журнале. Лично я согласна с мнением С.В.Медведева, члена-корреспондента РАН, директора Институт мозга человека имени Н.П.Бехтеревой РАН, который в интервью нашему журналу ответил вполне определенно: «Школа должна научить ребенка думать, остальное предоставьте университетам». А что значит думать? Это значит уметь логически мыслить, строить причинно-следственные связи, предсказывать последствия тех или иных решений желательно не на шаг, а на несколько шагов вперед.

Процесс думания — это тот самый синтез в головах школьников всяческих знаний, которые дают в школе. Он запускается каждый раз, когда школьнику или молодому человеку хочется открыть тайну или найти ответ на любой вопрос, решить любую прикладную задачу, в том числе житейскую, исследовать или расследовать что-то, для чего надо построить правильную последовательность действий.

Чтобы научиться думать, надо не только многое знать, но, главное, уметь этими знаниями воспользоваться в тот момент, когда это потребуется. Школа загружает в мозги детей законы и закономерности, факты и фактики, явления и события, чтобы дать пищу для ума, чтобы, манипулируя знаниями, у школьника сформировался и развился навык думания. Поэтому не стоит падать в обморок от того, что человек в 55 лет забыл формулу бензола или третий закон термодинамики, закон Гука или формулу для расчета корней квадратного уравнения. Эти знания в свое время выполнили предписанную им задачу — научили думать. И если они не нужны человеку в его повседневной профессиональной деятельности, то не жалко их и забыть. Это естественный ход вещей.

Если мы согласны, что цель школьного образования — научить думать, то тогда надо искать критерии, по которым мы можем оценить эту способность. Очень сложная задача. Те вопросы, которые приведены в таблице 1 — это в большинстве своем вопросы на знания, но не думание. Я не фанат всяческих рейтингов и опросов, при всей своей претензии на объективность они-то как раз весьма субъективны — слишком многое зависит от того, какие вопросы заданы ив какой формулировке, какие критерии заложены в рейтинг и т.п. И уж тем более мне совершенно наплевать, как выглядит наша система образования в сопоставлении с США, например. Я просто хочу, чтобы дети в России получали добротное образование, учились в школе думать, чтобы потом, засучив рукава, могли уверенно решать свои личные проблемы и наши национальные задачи. И вот здесь я бы доверилась ощущениям, которые В.Птушенко отвергает как ненаучный критерий.

Чтобы оценить качество окружающей среды, можно провести множество анализов, измеряя тот или иной показатель. А можно поступить проще — взять, скажем, рыбку и пустить ее в аквариум с водой, которую мы исследуем по десятку параметров, и посмотреть, выживет или нет. Это называется «биоиндикация» — один из самых надежных интегральных показателей качества среды. В советские времена на химическом заводе в Волгограде в самом людном месте установили большие аквариумы с молоденькими осетрами, а воду в аквариум подавали из сточной трубы. Как только в стоках появлялись ядовитые вещества, хорда рыб в течение часов, буквально на глазах, искривлялась. Это была впечатляющая и наглядная биоиндикация, каждому проходящему было неприятно смотреть на эту картину, он чувствовал стыд и вину за то, что завод напортачил.

Своего рода биоиндикация существует ив системе образования — это ощущения преподавателей российских университетов. «Они же ни черта не знают и не умеют думать! Качество абитуриентов все хуже и хуже» — вот суждение, которое часто приходится слышать из уст профессоров и доцентов. Среди моих знакомых немало тех, кто ушел из университетов, потому что не хочет участвовать в профанации образования. Разумеется, есть разные школы и разные университеты, но в целом тенденция видна.

Никакие хитроумные рейтинги и массовые опросы не убедят меня в том, что у нас в России с образованием все супер и его качество неуклонно растет. Напротив, оно падает вопреки всяческим оценкам. Я склонна доверять ощущениям опытных, думающих и мудрых людей больше, чем разного рода рейтингам и опросам. На мой взгляд, этих ощущений достаточно для того, чтобы признать существование проблемы, начать ее анализировать и выправлять ситуацию. То есть всерьез заняться повышением качества образования, и среднего, и высшего.

Разные разности
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...
Пишут, что...
…археологи обнаружили на стоянке мамонтов Ла-Прель в округе Конверс бусину, сделанную из кости зайца, возраст которой составляет около 12 940 лет… …астрофизики впервые обнаружили молекулы воды на поверхности астероидов Ирис и Массалия… ...