О пользе ощущений

Л. Стрельникова
(«ХиЖ», 2016, №6)

Рассуждения об оценке эффективности и качества образования, на мой взгляд, стоило бы начать с главного вопроса: какой результат мы оцениваем? Качество образования — это что? Ответить на него можно, лишь точно понимая цель школьного образования. В самом деле, зачем ребенок ходит в школу одиннадцать лет? Чему и зачем мы учим в школе и что хотим получить на выходе?

Точного и ясного ответа, записанного в какой-нибудь Декларации или в каком-нибудь Положении, нет. Есть только разные точки зрения, которые не раз были представлены в нашем журнале. Лично я согласна с мнением С.В.Медведева, члена-корреспондента РАН, директора Институт мозга человека имени Н.П.Бехтеревой РАН, который в интервью нашему журналу ответил вполне определенно: «Школа должна научить ребенка думать, остальное предоставьте университетам». А что значит думать? Это значит уметь логически мыслить, строить причинно-следственные связи, предсказывать последствия тех или иных решений желательно не на шаг, а на несколько шагов вперед.

Процесс думания — это тот самый синтез в головах школьников всяческих знаний, которые дают в школе. Он запускается каждый раз, когда школьнику или молодому человеку хочется открыть тайну или найти ответ на любой вопрос, решить любую прикладную задачу, в том числе житейскую, исследовать или расследовать что-то, для чего надо построить правильную последовательность действий.

Чтобы научиться думать, надо не только многое знать, но, главное, уметь этими знаниями воспользоваться в тот момент, когда это потребуется. Школа загружает в мозги детей законы и закономерности, факты и фактики, явления и события, чтобы дать пищу для ума, чтобы, манипулируя знаниями, у школьника сформировался и развился навык думания. Поэтому не стоит падать в обморок от того, что человек в 55 лет забыл формулу бензола или третий закон термодинамики, закон Гука или формулу для расчета корней квадратного уравнения. Эти знания в свое время выполнили предписанную им задачу — научили думать. И если они не нужны человеку в его повседневной профессиональной деятельности, то не жалко их и забыть. Это естественный ход вещей.

Если мы согласны, что цель школьного образования — научить думать, то тогда надо искать критерии, по которым мы можем оценить эту способность. Очень сложная задача. Те вопросы, которые приведены в таблице 1 — это в большинстве своем вопросы на знания, но не думание. Я не фанат всяческих рейтингов и опросов, при всей своей претензии на объективность они-то как раз весьма субъективны — слишком многое зависит от того, какие вопросы заданы ив какой формулировке, какие критерии заложены в рейтинг и т.п. И уж тем более мне совершенно наплевать, как выглядит наша система образования в сопоставлении с США, например. Я просто хочу, чтобы дети в России получали добротное образование, учились в школе думать, чтобы потом, засучив рукава, могли уверенно решать свои личные проблемы и наши национальные задачи. И вот здесь я бы доверилась ощущениям, которые В.Птушенко отвергает как ненаучный критерий.

Чтобы оценить качество окружающей среды, можно провести множество анализов, измеряя тот или иной показатель. А можно поступить проще — взять, скажем, рыбку и пустить ее в аквариум с водой, которую мы исследуем по десятку параметров, и посмотреть, выживет или нет. Это называется «биоиндикация» — один из самых надежных интегральных показателей качества среды. В советские времена на химическом заводе в Волгограде в самом людном месте установили большие аквариумы с молоденькими осетрами, а воду в аквариум подавали из сточной трубы. Как только в стоках появлялись ядовитые вещества, хорда рыб в течение часов, буквально на глазах, искривлялась. Это была впечатляющая и наглядная биоиндикация, каждому проходящему было неприятно смотреть на эту картину, он чувствовал стыд и вину за то, что завод напортачил.

Своего рода биоиндикация существует ив системе образования — это ощущения преподавателей российских университетов. «Они же ни черта не знают и не умеют думать! Качество абитуриентов все хуже и хуже» — вот суждение, которое часто приходится слышать из уст профессоров и доцентов. Среди моих знакомых немало тех, кто ушел из университетов, потому что не хочет участвовать в профанации образования. Разумеется, есть разные школы и разные университеты, но в целом тенденция видна.

Никакие хитроумные рейтинги и массовые опросы не убедят меня в том, что у нас в России с образованием все супер и его качество неуклонно растет. Напротив, оно падает вопреки всяческим оценкам. Я склонна доверять ощущениям опытных, думающих и мудрых людей больше, чем разного рода рейтингам и опросам. На мой взгляд, этих ощущений достаточно для того, чтобы признать существование проблемы, начать ее анализировать и выправлять ситуацию. То есть всерьез заняться повышением качества образования, и среднего, и высшего.

Разные разности
Аспирин против рака
В поисках способов борьбы с метастазами на ранней стадии исследователи из Кембриджского университета наткнулись на многообещающий подход. В экспериментах на мышах они обнаружили, что аспирин может повысить иммунитет к метастазам рака.
Меньше рисового зернышка
Разработан удивительный кардиостимулятор — он меньше рисового зерна, 1,8×3,5×1 мм. Установить его можно с помощью одного лишь шприца, то есть с минимальным вмешательством. А рассасывается он в организме сам по себе, когда в нем больше нет н...
«Новое Солнце»
Компания «Алроса» недавно сообщила, что завершила огранку самого крупного бриллианта в истории нашей страны. Бриллиант получил название «Новое Солнце». А сделали его из алмаза весом более 200 карат, найденного в Якутии. За свои выдающи...
Война как экологическая катастрофа
Война — это всегда катастрофа, прежде всего — гуманитарная. Но война — это еще и экологическая катастрофа. Одно из ее проявлений — волки. В годы Великой Отечественной войны на территории Белоруссии и России невероятно расплод...