«Химия и Жизнь», Ноябрь 2014

В номере:

Карты памяти
Е. Клещенко
Нобелевскую премию по физиологии или медицине 2014 года поделили пополам Джон О'Киф (директор Центра по изучению нейронных цепей и поведения в Лондонском университетском колледже) и супруги Мэй-Бритт и Эдвард Мозер (Норвежский университет науки и технологии в Тронхейме) — «за открытие клеток, которые создают систему позиционирования в нашем мозге».
Синий свет из глубин полупроводника
Открытая статья
Нобелевскую премию по физике 2014 года поделили между собой две группы японских ученых: Исаму Акасаки и его ученик Имано Хироси из Нагойского университета, а также Сюдзи Накамура, профессор Калифорнийского университета в Санта-Барбаре. Их достижение — создание надежно работающих синих светодиодов, с помощью которых можно получить белый свет и обеспечить революцию в освещении.
Сюдзи Накамура: «Я лишь хотел получить кандидатскую степень»
Любовь Стрельникова, Сюдзи Накамура
О том, как делаются открытия, которые приносят мировую славу, главный редактор «Химии и жизни» Любовь Стрельникова беседует с профессором Сюдзи Накамурой.
LED и потерянные ресурсы
Открытая статья
Специалисты из дармштадского отделения Института прикладной экологии во главе с Маттиасом Бухертом по заказу правительства земли Северный Рейн— Вестфалия в феврале 2012 года попытались проанализировать, какие элементы в каких отходах содержатся и как все это можно перерабатывать.
Если нельзя, но очень хочется
В.В. Рыбкин
Нобелевскую премию по химии в 2014 году получили Эрик Бетциг (США), Штефан Хелль (Германия) и Уильям Мёрнер (США) «за развитие сверхразрешающей флуоресцентной микроскопии».
Микроскопия будущего
А.С. Мишин
С Нобелевской премией по химии 2014 года много неясного. Почему премию по химии дали за микроскопию, почему именно за эту, правда ли, что существует множество аналогичных методов? На эти и другие вопросы «Химии и жизни» отвечает кандидат биологических наук А.С.Мишин (лаборатория биофотоники Института биоорганической химии РАН).
Селен: факты и фактики
С.М. Шихман
Что известно о селене сегодня? Какова история селена? Где находится селен и где его нет? Как применяют селен в технике? Насколько селен ядовит? Для чего организму необходим селен? Чем опасен недостаток селена? Что за слухи о противораковых лекарствах с селеном? Можно ли управлять содержанием селена в организме? Правда ли, что в грибах содержится много селена? Каков основной источник селена в организме? Зачем селен растениям? Как можно восполнить селеновую недостаточность?
Новый тип химической связи
В.В. Рыбкин
Новую парамагнитную химическую связь в магнитном поле предсказали пока теоретически, с помощью очень точных квантово-химических расчетов. Но авторы ограничились теоретическим рассмотрением не только потому, что они теоретики. Новый механизм связывания проявляется только в очень сильных магнитных полях (порядка 105 Тесла), на несколько порядков сильнее тех, которые сегодня получают в лучших лабораториях. (И разумеется, сильнее поля Земли на ее поверхности и вдали от нее.) Так что в ближайшее время мы едва ли сможем наблюдать связанный триплетный водород в лаборатории и тем более в окружающей нас природе.
Осьминоги вдохновляют ученых
В. Барановская
В предыдущем номере мы писали о черно-белом «камуфляже головоногих», который сделали исследователи из Хьюстонского университета, университета Иллинойса в Урбане-Шампейне и Северо-Западного университета. Конкуренция в этой области нешуточная: в Массачусетском технологическом институте тоже создали материал, способный менять окраску и рисунок подобно тому, как это делают головоногие. Однако принцип его работы совершенно иной. Это очень эластичный растягивающийся полимер, к цепи которого пришиты специальные молекулы, способные обратимо менять окраску при внешнем воздействии.
Первая разветвленная молекула в космосе
В. Барановская
Исследователи из Института радиоастрономии Макса Планка (Бонн, Германия), Центра радиофизики Корнелльского университета (США) и Физического института (Кельн, Германия) нашли еще одно подтверждение тому, что в межзвездном пространстве встречаются сложные органические соединения. Ученые впервые обнаружили в космосе изопропилцианид, молекулу с разветвленной структурой.
Нейропротезы
С.Б. Ястребова
Первый, пусть и весьма короткий, пас мяча на чемпионате мира 2014 года сделал не именитый игрок, не политик и не кинозвезда, а 29-летний Хулиано Пинто, бывший бразильский атлет, в 2006 году потерявший способность управлять собственными ногами из-за аварии. Экзоскелет, созданный совместными усилиями нескольких сотен ученых из Бразилии, Германии, Швейцарии и США в рамках проекта Walk Again, вернул Пинто эту возможность.
Болезнь Альцгеймера — новая пандемия
В.В. Благутина
21 сентября 2014 года в двадцатый раз 70 стран отметили Всемирный день борьбы с болезнью Альцгеймера. Она вполне заслуживает названия чумы XXI века — сегодня число больных во всем мире перевалило за 26 миллионов (чума в XIV веке унесла 25 миллионов); ожидается, что к 2050 году их будет больше 100 миллионов. Если до 65 лет болезнь Альцгеймера поражает одного человека из 1000, то после этого возрастного рубежа — примерно двух — четырех из ста, а после 75 лет — чуть ли не каждого пятого.
Легко ли быть миниатюрным
А.А. Полилов
Насекомые продвинулись по пути миниатюризации дальше других животных. Длина тела крупнейших и мельчайших представителей таксона порой отличается в 2000 раз. У млекопитающих этот разброс меньше, голубой кит длиннее карликовой бурозубки всего в 800 раз. Крошечные насекомые разнообразны и многочисленны. Виды с длиной тела меньше 2 мм встречаются в 220 семействах, менее 1 мм — примерно в сотне семейств. Многие из них сравнимы по размеру с одноклеточными животными.
Акулы-пигмеи, или Карлики среди гигантов
Е.И. Кукуев
Акулы относятся к достаточно разнообразной группе рыб, принадлежащей к классу хрящевых (Chondrichthyes), который включает, по последней сводке известного канадского ученого Джозефа Нельсона, 970 видов из двух подклассов,14 отрядов, 54 семейств и 184 родов (всего 3% видов рыб от всех ныне существующих в водоемах земного шара). Среди хрящевых рыб наряду с гигантскими и крупными формами есть рыбы средних и мелких размеров, зубастые хищники и мирные потребители планктона. Акулы-карлики, обитающие на больших глубинах открытого океана, - не только самые мелкие среди акул, но и самые редкие их представители.
Птицы
Сотрудник Квинслендского парка дикой природы Кристофер Кофрон проанализировал 221 случай агрессивного поведения шлемоносных казуаров. 150 нападений совершено на людей, в том числе 105 на пешеходов и 45 — на людей в машинах или на велосипедах, 35 — на собак, 35 — на окна пустых автомобилей, 3 — на лошадей и 1 на корову. Известны также многочисленные примеры агрессии австралийских солдатских чибисов и черноспинных певчих ворон. Каковы причины такого поведения птиц, и что рекомендуют специалисты, чтобы избежать конфликтов?
К чему стремятся летуны
Гигантские летающие животные появлялись в небесах нашей планеты не раз, и не раз исчезали: древние гигантские стрекозы каменноугольного и пермского периода, мезозойские птерозавры кетцалькоатль и хатзегоптерикс, ложнозубые птицы кайнозоя. Изучение эволюции позволяет предположить, что летающие животные становятся более крупными после периода длительного развития и исчезают в результате катастрофических событий, обозначающих окончания геологических эпох.
О преобразовании карет и воротников
Конрад Лоренц
О том, что эволюция техники отнюдь не всегда подчиняется рациональным соображениям, а бывает вызвана влиянием случайных факторов и отбора, как в живой природе, рассуждает знаменитый эволюционист Конрад Лоренц.
Иоганн Вольфганг Гете — естествоиспытатель
К.Г. Михайлов
Главное отличие нового издания — значительно более полная, многосторонняя подборка работ Гёте по биологии. Основной текст книги состоит из трех больших разделов — это сочинения, изданные при жизни автора, неизданные очерки, вместе с черновиками и набросками, и — в качестве приложения — пять вводных статей Рудольфа Штайнера к работам Гёте по естествознанию, написанные в 1880—1890-е годы. Справочный аппарат велик и занимает почти треть общего объема книги. Для первых двух разделов использованы переводы И.М.Гревса (в основном), В.О.Лихтенштадта, С.В.Казачкова и др. Некоторые материалы Гёте, а также статьи Штайнера публикуются на русском языке впервые.
Новая жизнь
Елена Карасева
— Хочешь знать, каково это? Черт возьми, Говард, это лучшее, что случалось со мной в жизни! Худой мальчишка с взъерошенными волосами стоял у огромного, во всю стену, окна, раскинув руки, будто собирался отправиться в полет над уходящим за горизонт городом...
Как увидеть, что говорят люди
Е. Клещенко
Два года назад в блоге Г.Ю.Любарского появилась статья о разработанном им методе исследования общественного мнения — когнитометрии. На сайте polit.ru был опубликован результат его применения (что говорят блогеры о вере, религии и церкви и, не менее важное, — какие темы почему-то НЕ обсуждаются в связи с этими понятиями, хотя теоретически должны бы.. Некоторые другие результаты мы покажем в этой статье.
Тушенка
Открытая статья
Тушенка — мобильный запас мяса, необходимый прежде всего военным, и придумали ее для армейских нужд. Технологию изготовления тушенки разработал в 1810 году Николя Аппер по заказу Бонапарта, предложившего премию в 12 тысяч франков тому, кто придумает способ долгого сохранения пищи.
Танейкина заводь
Наталья Чернышева
Солнце плавит воздух, и тот стекает горячими каплями по лбу, спине, бокам. Над камышами снуют маленькие вертолетики стрекоз, а в неподвижной воде стоят большие темные тела древних карпов и щук. У самого берега, под молоденькими ивами, вольготно плавают широкие листья...
К вопросу о длине очереди
Л. Намер
В 1974 году, в №7 «Химии и жизни», была опубликована замечательная статья И.А.Леенсона и А.П.Осипова «Очередь: кинетические и практические аспекты». Вот выдержки из их пионерской работы.
Открытие фуллеренов: взгляд Крото
Прогулки по истории химии
Открытая статья
«Cимметрия, космос, звезды и С60» — так назвал свою лекцию Харолд Уолтер Крото, второй из трех ученых, получивших в 1996 году Нобелевскую премию за открытие фуллеренов.