«Химия и Жизнь», Май 2014

В номере:

Комаров С.М.
  Наука и общество

Результатом закона «О промышленной политике» (который, кстати, многие специалисты ждут уже более 20 лет) должно стать кардинальное обновление обрабатывающей промышленности с использованием новой техники, в частности повышение уровня механизации. Иными словами — повсеместное внедрение роботов.

Животовский Б.Д.
«Программируемая гибель? А, это называется апоптоз», — скажет просвещенный читатель. На самом деле апоптоз — лишь один из многих видов программируемой клеточной смерти. Создавая сложные структуры и поддерживая их существование, природа, как Микеланджело, постоянно отсекает лишнее; клетки должны умирать, чтобы жил организм. И подобно всем жизненно важным биологическим процессам, программируемая гибель клеток — ключ к лечению многих заболеваний.
Математика фармацевтов
Без участия математиков сейчас не обходится ни один этап создания нового лекарства.
Голубков С.В.
Второе интервью с С.В.Голубковым, которое взяла главный редактор журнала Л.Н.Стрельникова, также посвящено настоящему и будущему большой химии в России, проблемам и мировым тенденциям.
prev_2014_05_22.jpg

Может ли инертный газ вступать в химические реакции? Что такое ксеноновый лазер? Зачем нужны лампы с ксеноном? Как гадают на ксеноне? Как ксенон используют в космосе? Как ксеноном ловят частицы темной материи? Что такое ксеноновая анестезия? Как работает ксеноновый наркоз? Как используют ксенон для медицинских исследований?

Прогулки по истории химии
Согласно справочнику К.В.Вацуро и Г.Л.Мищенко «Именные реакции в органической химии» (Москва: Химия, 1976), английский химик Роберт Робинсон — один из наиболее выдающихся химиков-органиков. Его имя фигурирует (часто с соавторами) в десяти именных реакциях. Больше только у классика органической химии Эмиля Германа Фишера (1852—1919).  >>
Как паразиты хозяев разогнали

Что заставляет саранчу собираться в стаи? На поведение этих насекомых, помимо прочих факторов, влияют две большие армии микроскопических существ: кишечная микрофлора и внутриклеточные паразиты. Как и положено армиям, они сражаются друг с другом, и битва часто заканчивается рассеянием роя саранчи.

Ароматы зернового алкоголя
Бондарев А.А.
  Еда по-научному

Вино занимает привилегированное положение среди многочисленных разновидностей алкоголя: профессионалы и любители уделяют ему особое внимание, редкие экземпляры стоят огромных денег. Напитки из зернового сырья — пиво, водка и виски — реже удостаиваются красочных описаний дегустаторов, но и в их ароматах можно найти разнообразные ноты и нюансы. Попробуем разобраться, откуда они берутся, с точки зрения химии.

Садовский А.С.
Словосочетание «мужской чай» порождено рекламой. Кому она адресована, понятно, а вот какие проблемы предлагает решить?
Грановская Ирина

Блондиночка в купе для проводников, аккуратно сложив деньги в жестянку, вынутую из шкафа, спросила:

— Вы уже определились с образом? Рок-звезда? Астронавт? Киногерой?

— А котом можно? Вот таким? — Я протянул ей фотокарточку.

Любарский Г.Ю.

«Химия и жизнь» уже писала о книге Евгения Кунина, когда была доступна только английская версия (№ 10, 2012). Теперь, благодаря усилиям группы энтузиастов, книга вышла на русском языке. Эта рецензия адресована более широкому кругу читателей — «не боящимся трудностей непрофессионалам», которые хотят узнать, как развивается теория эволюции в эпоху геномики, протеомики и других «омик».

Ужас дачника
Михайлов К.Г.

Книга разделена на главы, посвященные истории открытия двух видов клещей, их внешнему облику, жизненному циклу и образу жизни, врагам и паразитам, болезням, которые они передают, способам индивидуальной защиты от клещей и самой главной проблеме — как удалить присосавшегося клеща (см. врезку). Текст ориентирован скорее на обывателя с минимальной научной подготовкой, чем на специалиста-зоолога. Однако никакого заигрывания с читателем не происходит, книга написана на хорошем научном уровне.

Радионовоселье
  Музей

Музей радио и радиолюбительства им. Э.Т.Кренкеля располагался на территории Центра образования № 1685. Дирекция платила зарплату директору музея, он же единственный его сотрудник, а радиолюбители несли радиоаппаратуру, чинили и реставрировали. Без ложной скромности скажем: сохраняли историю, сохраняли культуру. При радиомузее работал радиокружок, в котором детишки учились паять и отличать диод от транзистора, а более знающие — сопротивление от конденсатора. И еще выходила в эфир коротковолновая радиостанция с позывными RK3F. Недавно музей переехал на новое место.

Куда не дотянулся Интернет

«Война закончена, когда похоронен последний солдат». Эти слова Александра Васильевича Суворова — лозунг радиолюбителей, о работе которых рассказал член Центрального штаба радиоэкспедиции «Победа» ветеран Великой Отечественной войны Владилен Ильич Чулков, радиолюбитель-коротковолновик.

Слово «котлета» происходит от французского «cotelette», производного от «cote» - ребро. Классическая cotelette – это отбитый и зажаренный кусок мяса на ребрышке. Но мы при слове «котлета» чаще представляем себе круглое или продолговатое кушанье из фарша с добавками.  >>
Тайц Александра, Карташов Алексей
Навигатор! Раньше их в машину покупали отдельно. Совершенно была волшебная вещь. На маленьком экране навигатор показывал карту, на ней мультипликационная машинка отмечала, где ты находишься. Из динамиков женщина с приятным голосом советовала: «Через четверть мили поверните направо... Через полторы мили поверните налево». А если водитель проскакивал поворот, спокойно сообщала: «Смена маршрута», — и никогда не сердилась.  >>
В защиту Азазелло
Владимиров Д.
Эпизод из "Мастера и Маргариты" непосредственно отражает реалии процессов конца тридцатых годов. Речь идет о признании Ягоды на процессе 1938 года в попытке отравить Н.И.Ежова.

07.08.2020 16:00:00

Планета Проксима b не случайно привлекает пристальное внимание астрономов. Ведь сразу после ее открытия выяснилось, что это почти Земля: массу оценили в 1,3 земных, причем расположена планета в обитаемой зоне, где возможна жидкая вода. Теперь же к расследованию присоединился точнейший спектрограф ESPRESSO.

07.07.2020 18:00:00