«Химия и Жизнь», Май 2013

В номере:

Проблемы и методы науки
Пятаков А.П., Звездин А.К.

Сегодня убедить читателя в важности магнитов стало проще: достаточно сказать, что магнит почти наверняка есть у него дома (на дверце холодильника и в микроволновке), в кармане (в сотовом), десятки магнитов — в компьютере и автомобиле. В промышленности и медицине их вообще не счесть, и физика элементарных частиц без них не обходится — они стоят и по всему периметру ускорительного кольца, и в большинстве детекторов элементарных частиц.

Проблемы и методы науки
Открытию пенициллина, произведшего в свое время революцию в медицине, мы обязаны случайности. У Александра Флеминга заросло плесенью несколько чашек со стафилококками, и он заметил, что вокруг колоний плесневых грибков бактерии не растут. Современная наука на случай не полагается и ищет новые препараты целенаправленно. С 80-х годов прошлого века для этой цели используют комбинаторные библиотеки — множество молекул со сходной структурой.

Для одних это способ вложения денег, для других — коллекционные экземпляры, а третьи считают их элементом престижа. Их ценят за цвет, блеск, долговечность и отличное соотношение «цена/объем». Точную статистику по добыче и стоимости дать сложно, поскольку добыча многих драгоценных камней в удаленных районах развивающихся стран обходится сравнительно недорого. Чтобы получить представление о масштабах, можно привести такие цифры: в 2008 году объем торговли необработанными алмазами составлял 12,7 миллиардов долларов, а в начале 2000-х годов объем торговли цветными камнями достигал 6 миллиардов долларов в год.

Премиксы - это добавки в корма для сельскохозяйственных животных и птицы. Они содержат необходимые витамины, аминокислоты и микроэлементы, и в конечном итоге влияют на качество тех продуктов, которые попадают на наш стол.

Тяжелые металлы для жизни вредны. Радиоактивные — тем более. Однако в конце XX — начале XXI века именно тяжелые металлы обеспечили своего рода революцию в сельском хозяйстве: в КНР площади культур, которые удобряют редкоземельными элементами, стремительно растут и уже исчисляются миллионами гектаров. Каким образом металлы, расположенные в таблице Менделеева далеко за вреднейшими медью и кадмием, помогли повысить урожай самой многонаселенной страны планеты в среднем на 5—15%, а в отдельных случаях и в полтора, и в два раза?

Проблемы и методы любви
Бутовская М.Л., Веселовская Е.В.
Одна из самых интересных тем этологии человека — роль, которую играет обоняние в нашем восприятии мира и поведении. А уж если речь идет о любви, исследователям обеспечено внимание самой широкой аудитории.
Как доходит до жирафа

Жираф большой. Это самое высокое наземное животное планеты. Шестиметровый рост обеспечивает ему как несомненные преимущества, так и проблемы, одна из которых даже нашла отражение в фольклоре — до жирафа долго доходит. В буквальном смысле. Нервы у него очень длинные.

Что мы пьем
Садовский А.С., Соколов И.А.

Тизаны - это напитки, которые напоминают чай, но не содержат кофеина. Некоторые из них мы знаем сравнительно недавно, например, африканский ройбос (ройбуш), а некоторые, такие, как иван-чай, давно известны в нашей стране.

Аллергия на пыльцу и не только

Главное боевое отравляющее вещество березовой пыльцы называется Bet v 1 (betula по-латыни «береза»). Этот белок дал название целому семейству аллергенов. Исследование международной группы ученых показало, что пыльца пыльце рознь и опасность ее напрямую зависит от этого компонента. Чем больше мы узнаем о нем, тем скорее поможем аллергикам.

prev_2013_05_42.jpg

Откуда он взялся? Как связано поступление радиоактивного стронция в окружающую среду с ядерной энергетикой? Почему содержание стронция измеряют относительно кальция? Чем опасен радиоактивный стронций? Как накапливается стронций в организмах? Накапливается ли стронций в грибах? Какую роль играет стронций в организме? Как лечат радиоактивным стронцием? Как стронций применяют в технике?

Плитки Йогансона: загадке больше века

Плитки Иогансона (в эпоху борьбы с «низкопоклонством перед Западом» их переименовали в «концевые меры») нужны для проверки точности измерительных инструментов, а еще они иллюстрируют некоторые интересные физические явления.

Другие вещи

Самое древнее стекло — это небольшая бусинка, найденная при раскопках в Египетских Фивах, — датируется XXI веком до н. э. Египтяне, провожая человека в мир иной, старались предвосхитить все его потребности и желания в загробной жизни: чего только не находят в захоронениях фараонов и знати! По ним можно отследить многие технические достижения древних цивилизаций. Находят и украшения — из золота, драгоценных камней и... цветного стекла. В гробнице Тутанхамона, например, стеклянных изделий было много, и среди них — подарок археологам — бесцветное прозрачное стеклышко, по-видимому, одно из первых, сделанных человеком.

Посмотри в лицо мандрила

Люди с голубой кожей часто появлялись в фантастике XX века. Бело-голубоватое лицо марсианки Аэлиты все помнят. Но как же это так? Великие фантасты не соизволили подумать о том, что у млекопитающих, по большому счету, всего два пигмента — черный эумеланин и желто-рыжий феомеланин? Многие позвоночные и не различают синий цвет, иными словами, он не может понадобиться ни для маскировки, ни для привлечения внимания. Так откуда возьмется синяя кожа у высших приматов?

Прогулки по истории химии