В номере:
Впервые термин «геохимия» употребил в 1838 году швейцарский химик Христиан Фридрих Шенбейн (1799—1868). "Уже несколько лет тому назад, — писал он в 1842 году, — я публично высказал свое убеждение, что, прежде чем может идти речь о настоящей геологической науке, мы должны иметь геохимию, которая должна направить свое внимание на химическую природу масс, составляющих наш земной шар, и на их происхождение, по крайней мере, столько же, сколько и на относительную древность этих образований и в них погребенных остатков допотопных растений и животных."
Так кто же такой Владимир Вернадский? Минералог, геолог, естествоиспытатель, но, может быть, главное - мыслитель, идеи которого намного определили свое время.
Это чудо природы можно наблюдать в предгорьях Урала, на горе Янгантау (в переводе с башкирского означает «горящая гора»), в Азербайджане на священной горе Янардаг (что тоже переводится как «горящая гора»), на горе Янарташ недалеко от Кемера (по-турецки — «горящий камень»). На самом деле горит, конечно, не камень — как правило, загорается природный газ метан, который по расщелинам прорывается на поверхность, или другие горючие вещества.
Кварц, диоксид кремния SiO2, — один из самых распространенных на Земле минералов. Он вездесущ: это кристаллы и кристаллические зерна, входящие в состав горных пород; это кварцевый песок, который можно обнаружить повсюду; халцедон и агат — тоже кварц. Даже в наших домах хватает кварца: его частички — абразивная составная часть домашней пыли. Поэтому сережки, кольца, браслеты делают только из камней, не уступающих по твердости кварцу.
Прогресс в биологии был бы невозможен без ее взаимодействия с другими науками — химией, физикой, математикой. Это рассказ о взаимодействии и взаимообогащении двух наук — биологии и химии на примере изучения молекулы кукурбитурила.
После опытов Миллера, о которых рассказывалось в предыдущем номере, были открыты и другие химические реакции, способные производить органику в условиях древней Земли. Одна из интенсивно изучаемых таких реакций — формозная реакция Бутлерова, открытая еще в 1865 году: водный раствор формальдегида с добавлением гидроксида магния или кальция при небольшом нагревании превращается в сложную смесь сахаров.
Будучи 21-м элементом таблицы Менделеева, скандий располагается под алюминием в подгруппе 3Б, отличаясь от последнего втрое более высокой температурой плавления, а от соседнего титана — в полтора раза большей прочностью. Серебристый с желтым отливом скандий, заметно окисляющийся на воздухе лишь при нагреве выше 250оС, мог бы стать прекрасным конструкционным материалом, может быть, даже основой цивилизации. Однако, не стал.
Что за гадость этот ваш янтарь! Наверное, так отзывались бы о нем все плесени и бактерии, если бы могли говорить. За десятки миллионов лет существования янтаря так и не нашлось ни одного микроба-смельчака, рискнувшего продегустировать это чудо природы. И это дает нам очень важную подсказку...
Активность наших женщин на ниве новых экономических отношений в значительной степени способствовала выживанию в те нелегкие годы, тогда как не худшие представители сильной половины пребывали в депрессии вместо активных поисков своего места в новой ситуации.
Фактически нашествие уже началось. Их предки давно помахивают стальными лапами на заводских конвейерах — сваривают детали самолетов, собирают автомобили, пылесосы, кофеварки, компьютеры. А их старшие братья — стиральные и посудомоечные машины, системы управления поездами, автопилоты самолетов, автоматы, поящие вас кофе. Все они — роботы.
Эта история началась в древнейшие времена, когда первобытные охотники, увлеченные погоней за мамонтом, оказались в незнакомом месте. «Где мы? — воскликнули они на своем языке. И добавили, подумав: — Куда нам идти, чтобы вернуться в родную пещеру?» С тех пор человек постоянно перемещался по нашей планете — пешком, на корабле, на лошадях и даже на слонах, и всегда перед ним вставали эти два вопроса: «Где я?» и «Куда мне теперь нужно двигаться?»
Ну что бы мы делали без обезьян? Сколько пищи дают они нашему уму и фантазии, какой выгодный объект для сравнения собой представляют. Если нужно оценить совершенство человеческой руки, мы гордо соотносим ее с обезьяньей. Если мы интересуемся жизнью наших дальних-предальних предков, то наблюдаем, как человекообразные обезьяны вьют гнезда и острят палочки, и радуемся, что далеко от них ушли. Но когда хотим оправдать свои неблаговидные поступки, тоже ссылаемся на обезьян: раз они, соседки по эволюционной ветке, так живут, значит, это заложено и в человеческой природе, а с ней поди поспорь!
Ремесло и искусство керамики существует почти столько же времени, сколько живет на Земле человечество. Не ошибемся, если скажем, что обожженный на костре мягкий комочек сырой глины, ставший вдруг твердым и прочным, был первым в истории «искусственным» материалом, сделанным человеком.
Также, как всегда, в номере: "Пишут, что...", "Короткие заметки", "Книги".